quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Скорбь, вина и гнев

СКОРБЬ, согласно определению справочника по психоанализу (В. Лейбин), это психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями.

Скорбь - это глубокая душевная боль, вызванная потерей  дорогого человека и проявляющаяся в крайней печали, горести и страдании.

ЧУВСТВО ВИНЫ

Эрих Линдеманн отмечает, что „человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей“.

Элизабет Кюблер-Росс так представляет механизм возникновения чувства вины у родственников умирающего: "На подсознательном уровне мы не способны отличить желание от поступка. Подсознание не в силах различить желание убить кого-то в приступе ярости и само действие, настоящее убийство. Ребенок тоже не способен провести такое различие. Рассерженный малыш, втайне желающий матери смерти за то, что она не исполнила его капризы, перенесет тяжелейшую травму, если мать действительно умрет - пусть даже это событие не совпадет по времени с разрушительным пожеланием. Он навсегда возложит ответственность за смерть матери на себя".

Усугубляется все еще и тем, что ребенку вообще нередко приписывается чувство вины высказываниями взрослых типа: "вот, будешь себя плохо вести, мама заболеет". Или взрослые объяснения ребенку различных проблем могут косвенно наводить его на мысль, что он недостаточно хорош (типа: „из-за этого-то папа и ушел к другой тете“).

Так же обстоит и со взрослыми (а в душе каждого из нас, кстати, всегда живет ребенок). Но взрослые обременены уже не только подспудными мыслями или подсознательными желаниями, но и поступками, которые доставляли боль и страдания ближним. Когда же ближний подвержен смертельному недугу, то чувство вины прорывается из глубин и примешивается к чувству скорби и сострадания.

Если человек находит в своём поведении признаки того, что он что-то упустил, недоглядел, не настоял на своём (например, не заставил своего близкого заняться здоровьем), то чувство вины не оставит его в покое. Особенно сильно чувство вины по отношению к умершим детям.

Еще одно интересное наблюдение сделал Герман Файфел, который отмечал, что у близких умирающего возникает чувство вины из-за того, что они живут и видят, как кто-то другой умирает и, возможно, из-за желания того, чтобы это произошло поскорее.


ГНЕВ

Скорбь всегда подразумевает определенные признаки рассерженности. „Поскольку никто из нас не желает признаваться в том, что сердится на покойного, эти чувства обычно тщательно скрывают и подавляют", - пишет Элизабет Кюблер-Росс, - "пятилетний малыш, потерявший мать, обвиняет в ее уходе себя, но в то же время сердится на нее за то, что она исчезла и уже не исполняет его желания. Таким образом, покойный человек одновременно вызывает у ребенка равные по силе любовь и ненависть за такое жестокое наказание".

К скорби по ушедшему партнеру примешиваются нередко подобные же чувства. Причиной может быть рассерженность на ушедшего ближнего за то, что он "не дал возможности" оставшемуся в живых осуществить планы, за то что оставил его одного, лицом к лицу с проблемами и трудностями, что не дал возможности исправить какие-то ошибки или извиниться (последнее чаще имеет место при скоропостижной смерти).

Эрих Линдеманн сообщает, что "у человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения… Смерть человека, который вызывал сильную враждебность, особенно враждебность, не находившую себе выхода вследствие его положения или требований лояльности, может вызывать острую реакцию горя, в которой враждебные импульсы наиболее заметны… Эти чувства враждебности, удивительные и необъяснимые для самих скорбящих, очень беспокоят их и принимаются за признаки наступающего сумасшествия. Скорбящие пытаются сдержать свою враждебность, и в результате у них часто вырабатывается искусственная, натянутая манера общения.

Причину злости к другим людям очень хорошо объяснил Ф. Е. Василюк. Скорбящий (особенно на ранних фазах переживания горя) всем свои вниманием сконцентрирован на прошлом, где он переживает ярко и живо свое общение с умершим. Злость к другим обусловлена именно  тем, что они своими разговорами и утешениями мешают скорбящему быть "в прошлом" со своим (там еще живым) любимым.