quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

Об истоках идентичности

В основе формирования идентичности лежит подражание,  которое создает основу для групповой мотивации и группового поведения, идентификации себя со значимой личностью или важной группой.

Как мы помним, человек неотделим от своего мира, как и мир человека немыслим без самого человека. В этом мире, который является, по сути, схемой, позволяющей нам лучше ориентироваться в нашем мире, все разложено по полочкам, за всем закреплено свое место. Даже самые, казалось бы, хаотичные личности не могут прожить без определенного порядка в их мире. Пожалуй даже, чем менее структурирована и цельна личность, тем больше она нуждается в жестких схемах мира.

В таких схемах люди поделены (и тем контрастнее, чем менее цельна личность автора данной схемы, чем более он склоняется к застою, чем большую тревогу он испытывает перед живым бытием) на плохих и хороших, добрых и злых, жадных и добрых. Каждому человеку и каждой социальной группе (и даже каждому народу или расе) суждено играть в нашей схеме мира довольно жестко им отведенную роль. И эта жесткость восприятия других людей обеспечивается наклеиваемыми на них ярлыками. Наши стереотипы восприятия лежат в основе предвзятости и мешают разглядеть за ярлыком живого человека.

Мы стремимся к тому, чтобы жить на твердом фундаменте. Такой фундамент (точнее иллюзию его) нам поставляют истины (точнее, то, что мы за них принимаем), эти кирпичики нашей схемы мира.

Откуда же берутся эти "истины"?

В качестве таких истин выступают подтвержденные "авторитетами" формулы и ярлыки. Отчасти они базируются на предрассудках, то есть на некритически усвоенном (буквально, предшествующем рассудку, иррациональном) мнении или представлении, которое, как правило, разделяется значительным количеством людей. В сознание наше предрассудки - эти, по сути, неточные и искаженные знания о мире, о людях и о себе - закладываются очень рано, зароненные высказываниями значимых нам людей. Либо это маленьким еще ребенком безоговорочно принятые на веру (в силу их эмоциональной заряженности) какие-то фразы из книг, фильмов или телепередач. В обществах с перехлестом идеологии или догматизма пропаганда и каждодневная практика верности системе закладывает и укрепляет свои предрассудки, наличие которых у людей выгодно власть имущим.

На основании некоторых критериев мы идентифицируем себя с другими людьми, обладающими теми же признаками. Одновременно мы как бы переносим на себя всю совокупность свойств, которыми обладают или должны обладать носители этого качества.

Другие критерии позволяют нам отделить, отграничить себя от тех, которые такими признаками не обладают. При этом мы ставим себя и других обладателей данного признака ото всех остальных. Порой такое отграничение может быть весьма контрастным и даже служить источником конфликтов и ненависти.

И из всех этих истин, предрассудков, ярлыков и стереотипов, из этих "камешков" (наряду с другими строительными материалами) возводится замок нашей идентичности - того, что мы считаем "СОБОЙ". Все идентификации и отграничения позволяют нам приобрести определенную целостной нашей сущности. Поэтому любое явление или событие, которое, по нашему мнению, может угрожать стиранию привычных границ, уменьшению четкости нашего "Я", будет нами восприниматься как угроза нашей цельности и существованию самого этого "Я". Таким образом, нам грозит столкнуться с тревогой потери идентичности - этой обратной стороной тревоги небытия.