quote Взаимная встреча нашей предрасположенности с внешним миром ...
и есть то, что мы называем нашей судьбой или участью
Фриц Риман

Позитивные аспекты шизоидной структуры личности

Позитивной стороной людей, имеющих шизоидную структуру личности, является, по словам Фрица Римана, прежде всего, их суверенность и независимость, мужественность в отстаивании своей автономии и индивидуальности.

Далее Фриц Риман приводит положительные аспекты шизоидной организации личности, проявляющие себя в различных областях жизни:

"В искусстве их интересы, в большинстве своем, направлены на абстрактное; они пытаются выразить свои сложные внутренние переживания символически и таинственно; некоторые из них становятся острыми критиками, сатириками и карикатуристами. Их стиль – своеобразие, противопоставленность общепринятым мнениям, оригинальность во что бы то ни стало и, иногда, пророчествование.

При своей независимости они не склонны работать в угоду публике и при этом, выражая общечеловеческие закономерности, открывают новые пути развития искусства. Они часто схватывают психологическую атмосферу вещей, проясняют невысказанное и выделяются в тех областях, где другие ничего не усматривают или которых избегают.

Им свойственны острая наблюдательность, аффективно холодная деловитость, критический, неподкупный взгляд на действительность, способность к объективному отражению фактов без смягчения и украшательства. Они лишь в незначительной степени ограничивают себя общепринятыми традициями и догмами и, будучи независимыми, берут на себя ответственность за рискованные, ранее не испытанные действия.

Лишенные сентиментальности, они ненавидят все неустойчивое, непонятное и чрезмерно аффектированное. Они защищают свою убежденность и бескомпромиссность и на любой случай имеют свое особое мнение.

Ситуация, в которой они оказываются, заставляет их получать знания и переходить за границы, в рамках которых остаются респектабельные граждане. Когда их эмоциональная жизнь не обеднена (чего следует ожидать при их сдержанности). Такие люди являются очень дифференцированными сенситивными людьми, питающими глубокую антипатию ко всякой банальности и пошлости.

Их отношение к религии носит, большей частью, скептический, даже циничный характер; они остроумно высмеивают «бессмысленность веры», критически относясь к ритуалам, традициям и другой «формалистике». Они вообще охотно лишают колдовского очарования и разоблачают все, что имеет ореол таинственности, безо всякой почтительности относятся к необыкновенным явлениям, объясняя их с точки зрения современной науки. С полной убежденностью они рационализируют все, что связано с недостатком информации, получаемой органами чувств, так что их суждения не вызывают дискуссии. Однако часто кажется, что эти установки относительно религии и веры являются своеобразной профилактикой разочарований.

Они предпочитают не верить, чтобы не разочаровываться, и тайно ожидают «доказательств», которые могли бы их переубедить".

Если такие личности способны пережить и преодолеть свой страх, они могут достичь высшей степени гуманности и человечности".

Поэтому, если человек преодолеет свой страх, то он может заставить свои одиночество и незащищенность играть позитивную роль. Ведь, как утверждает Фриц Риман, они делают его "свободным от традиций и привязанности к прошлому, ограничивающих кругозор тех, кто связан с традициями". То есть, то, что человеку мешало жить (его резкая отграниченность от "других") ставится ему на службу, помогая ему не только быть больше самим собой, но и на новой уже основе вступать в отношения с другими людьми - не пренебрегая этими отношениями, не уходя полностью в свою капсулу.

Люди с шизоидной личностной структурой способны, согласно Кенигу, видеть сущность другого человека. Это, по сути, полезное качество может все же существенно портить отношения между людьми. Так, например (если механизмы сдерживания не включаются в достаточной мере) с человеком будут обходиться так, будто его скрытая агрессия проявляется явно. Это может переживаться другим как бестактность или абсурдность в отношении него. Но над механизмами сдерживания можно, конечно, работать.

Работать надо также и над тем, чтобы как это, так и все описанные выше положительные качества, могли бы максимально проявиться.