quote Фрагментарность жизни не умаляет ее смысла. Из длительности сроков
жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности…
Мы должны основываться в оценке любой биографии
на богатстве ее содержания
Виктор Франкл

Свобода как интенциональность

"Не существует ни норм, ни критериев того,
что правильно, а что нет.
Решимость делает правильным то,
что она считает правильным"
Мартин Хайдеггер

Свобода предполагает способность человека быть причиной изменений окружающего его мира и своей собственной жизни. При этом важно иметь в виду, что роль в деятельности, ведущей к изменению как его положения в мире, так и самого себя, принадлежит исключительно самому человеку как свободному субъекту, который активно преодолевает стоящие на путях этой деятельности препятствия и использует имеющиеся возможности, стремясь к достижению целей, которые он сам себе ставит. Движение в направлении свободно выбранных целей и является интенциональностью.

Экзистенциальная свобода по Франклу – это свобода воли, свобода принятия человеком решений в своем бытии, то есть в той реальности, с которой он сталкивается: „реальность человека является его потенциальной возможностью, в которую он может с помощью своего свободного выбора вдохнуть жизнь, сделать частью своего опыта“.

Альфрид Лэнгле также утверждает, что человек сам делает свою жизнь, активно вмешиваясь в нее, планируя и выбирая между предоставляющимися ему возможностями. Человек определяет свое будущее, свободно принимая решения. Далее Лэнгле подчеркивает, что свобода может также выражаться и в отказе от предоставляемых жизнью возможностей, в отказе от принятия решений, что также является свободным решением.

Чтобы быть максимально свободным, человеку следует отдавать себе отчет в том, что каждая его ситуация складывается из совокупности огромного множества явлений и обстоятельств, взаимно влияющих друг на друга. Мы рассматривали это явление, называемое СИНЕРГИЕЙ, в разделе, посвященном судьбе. Так вот, по-настоящему свободный человек, принимая решение в каждой конкретной ситуации, должен быть готов принять как данность то, что он - лишь макая часть синергетической системы. Но тогда его свободное влияние на эту систему и на самого себя в ней, заключающееся в целенаправленном поведении, будет гораздо более эффективным поскольку будет лучше учитывать как реальные возможности и "помогающие" факторы, так и препятствия и "противодействующие" силы.

Чтобы суметь сделать правильный выбор, пишет Пауль Тиллих, человек должен выйти из уютного и безопасного мирка, быть самим собой и слушаться голоса своей совести, которая является “призывом к нам самим“. Но чтобы быть самим собой, человек должен погрузиться в поток бытия и быть свободным. А для этого необходимо мужество. Ведь тревога, которую испытывает человек на путях свободы в своём бытии зачастую непереносима, что сплошь и рядом проявляется в бегстве от истинной свободы – туда, где можно (по представлению человека) обрести покой и свободу от тревоги.

Для того, чтобы человек мог свободно действовать вопреки своей тревоге, человеку требуется решимость. Ссылаясь на Хайдеггера, Пауль Тиллих подчеркивает, что “ничто не может направлять действия "решившегося" индивида – ни Бог, ни социальные условности, ни законы разума, ни нормы или принципы“.

Ж-П. Сартр считает важнейшим проявлением свободы действие, в основе которого как раз лежит свобода. Чтобы стать действием, любой поступок человека должен быть намеренным, то есть направленным на достижение поставленных целей, иными словами, "действие необходимо предполагает своим условием признание желаемого", то есть того положения вещей, которое в настоящий момент не имеется в наличии в бытии человека.

"Действовать – это значит изменять облик мира, иметь в распоряжении средства для достижения цели, создавать организационный и инструментальный комплекс, с тем чтобы посредством рада соединений и связей изменение, вносимое в одно из звеньев, приводило к изменениям во всем ряду и в конечном итоге к намеченному результату", - пишет Сартр и подчеркивает, что "адекватность результата намерению здесь достаточна, чтобы мы могли говорить о действии".

Чем же является движущая сила человеческого действия, направленного на достижение целей? Движущая сила, как утверждает Сартр, обычно рассматривается как совокупность желаний, эмоций и страстей, которые побуждают человека совершить определенное действие. Либо же расхожее мнение видит в основе действия мотив, понимаемый как совокупность рациональных соображений, которые это действие оправдывают.

Сартр считает мотивом "объективное понимание определенной ситуации, поскольку эта ситуация раскрывается в свете определенной цели как понимание, могущее служить средством, чтобы достигнуть этой цели".  При этом он подчеркивает, что мотив является вторичным по отношению к интенции, то есть к полаганию целей на достижение желаемого изменения. Мотив возникает как осознание возможности выбора из имеющихся возможностей.

Понимая мир, прислушиваясь к нему, вопрошая его, можно услышать его советы, касающиеся возможностей и способов, с помощью которых можно воспользоваться ими. Но, заявляет Сартр, "мир может быть вопрошаем только через хорошо определенную цель. Отнюдь не мотив определяет действие; он сам появляется только в проекте и через проект действия... Сознание, которое выделяет мотив в целостности мира, имеет уже свою собственную структуру; оно ставит себе цели, проектирует себя к своим возможностям и имеет свой способ уцепиться за свои возможности".

То есть, Сартр снова утверждает, что свобода человека характеризуется целями, на достижение которых направлено его намеренное действие, служащее ставновлению того, чего еще не было. Человек выбирает, каким ему быть. Такой выбор Сартр называет фундаментальным проектом, в котором интегрируются в некое единство все свободные выборы человека, какими бы они ни были - последовательными или противоречивыми. В этой связи Сартр подчеркивает, что человек в своей свободе "не только изобретает свои первичные и вторичные цели; он одновременно изобретает всю систему интерпретации, которая позволяет связывать их".