quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

Аксиологическое решение

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК КАК ВЫБОР МЕЖДУ ЦЕННОСТЯМИ

В своем поведении человек может управляться импульсами и влечениями, которые, как считает Виктор Франкл, попросту толкают человека на совершение того или иного поступка. В таком случае человек оказывается пассивным – как бы игрушкой в руках своих страстей. Этим пользуются манипуляторы, которые искусно играют на струнах страстей человека и „заставляют“ его поступать так. Как им выгодно.

Ценности, интегрированные в человеческой душе, напротив, притягивают человека. То есть подвигают его на активный, свободный и ответственный поступок.

В душе каждого человека ценности подчинены строгой иерархии. Ранг ценности, как отмечает Макс Шеллер, переживается человеком вместе с самой ценностью. Это означает, что переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой. При этом, казалось бы, нет места конфликту ценностей. Однако, согласно Виктору Франклу, „переживание иерархического порядка ценностей не избавляет человека от принятия решений“, то есть от осуществления свободного и ответственного выбора между двумя ценностями, которыми, по сути, являются возможности, предлагаемые человеку его текущей ситуацией.

Виктор Франкл предупреждает, что ценности в ситуации выбора все же могут входить между собой в противоречие, даже в конфликт, находящий свое проявление в так называемых „ноогенных неврозах“ (в неврозах, связанных с проблемами смысла человеческого бытия). Для того, чтобы избежать излишней напряженности и чрезмерных колебаний в подобных ситуациях человек должен поступать ответственно в отношение самого себя – то есть не противореча своей совести, которая, по Франклу, является „органом смысла“.


РЕШЕНИЕ И ВЫБОР КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

Человек всегда волен принять или отвергнуть ценность, которая предлагается ему ситуацией, подчеркивает Виктор Франкл, „это справедливо также относительно иерархического порядка ценностей, которые передаются моральными и этическими традициями и нормами; они должны пройти проверку совестью человека - если только он не отказывается подчиняться своей совести и не заглушает ее голоса“.

Смысл каждой ситуации, с точки зрения ответственности, заключается в выборе и поступке, которые способствуют становлению человека и „утверждаются“ его совестью.

Ответственности предшествует свобода, сталкивающая человека с почти безграничными возможностями. Любое принятое решение означает отказ от свободы, отмечает Альфрид Лэнгле. Это означает, что своим ответственным выбором человек отбрасывает все невыбранное, останавливаясь только на одной, оптимальной и кажущейся в данной ситуации наиболее важной возможности, на одной ценности, которая тем самым превращается в смысл ситуации.

„Оптимальное решение называется смыслом, – пишет Лэнгле, - таким образом, когда человек хочет использовать свою свободу наилучшим образом, он отдает ее в обмен на смысл ситуации – отказывается от свободы, делая выбор в пользу смысла. Свобода наполняется смыслом, а смысл свободы – это ответственность“.

Любой выбор, как мы уже не раз отмечали, чреват неопределенностью его последствий, неясностью того будущего, которое выстраивается, в частности, из решений и выборов множества людей. Это дает основание для тревоги, которой пронизано все бытие человека.

Ж.-П. Сартр подчеркивает, что человек как бытие постигает себя в тревоге и  „вынужден решать вопрос о смысле бытия в нем самом и повсюду вне его“. Ответственность, заключающаяся в свободном выборе самой оптимальной возможности текущей ситуации как наивысшей ценности этой ситуации, состоит именно в добросовестном поиске ответов на вопросы о смысле, пишет Лэнгле: „человек ответственен за осуществление смысла, который задается ценностными возможностями, присущими любой ситуации“.