quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Принятие своего места в мире

„Я существую на моем месте,
без выбора, вне необходимости,
как чистый абсолютный факт моего бытия там“
Ж.-П. Сартр

Каждый из нас привязан к своему месту тем фактом, что Я и ЗДЕСь (по словам Хосе Ортега-и-Гассета), неразделимы. Мы прикованы к нашему телу и всегда находимся реально там, где оно находится. То есть существование вне своего места невозможно.

Однако сознание человека способно отстраниться и смотреть на него, на мир и на его место в мире со стороны, помогая человеку установить свои координаты. И, как отмечает Сартр, любой человек будет определять себя как центр мира. И, исходя из этого масштаба, человек в состоянии оценить приближенность или удаленность своего места от других вещей в мире. Причем здесь имеется в виду не столько топографическое взаиморасположение себя и других вещей мира, сколько бытийное взаиморасположение – отдаленность или приближенность своего места от еще не существующего бытия, то есть от тех целей своего проекта, которые еще предстоит достичь своими свободными действиями. Именно по отношению к еще не существующему бытию, которого человек хочет достигнуть, место его наделяется смыслом.

Человек на своем месте окружен всевозможными данностями своего мира. Но станут ли эти данности, эти обстоятельства человеческой реальности помехами или помощниками в его бытии, обнаружится лишь в отношении к тому, что человек проектирует сделать, какие цели он пытается достичь, пишет Сартр: „свобода сама создает препятствия, от которых мы страдаем. Это она, ставя перед собой цель, выбирая ее в качестве недоступной или труднодоступной, делает наше место непреодолимым или трудно преодолимым препятствием для наших проектов, она конституирует свое собственное ограничение“. Сартр называл такие ограничения „коэффициентом враждебности“ человеческой ситуации.

Изменяя свое бытие движением к своим целям, к реализации своего проекта будущего, человек также изменяет и своё место, а следовательно и свою текущую ситуацию в мире, заново „узнавая“ о новых препятствиях своей новой ситуации. Так, Сартр пишет, что человек узнает о своей ситуации в мире, глядя на свое место из будущего, которое он выбирает и проектирует. Только исходя из этого будущего, только в свободном выборе, который делает человек, реальность является ему „со своими свойствами бессилия, случайности, непрочности, немощности, абсурдности“.

Итак, реальность места человека может быть открыта лишь его свободой, через нее же реальность обретает свой смысл. И именно для изменения реальности через движение к поставленным целям, имеет смысл ставить эти цели, пишет Сартр: „если цель может осветить ситуацию, то цель конституируется как проектируемое изменение этой ситуации. Место обнаруживается начиная с изменений, которые я проектирую. Но изменить предполагает как раз изменение того, что и является моим местом“.

Место человека, которое он занимает в мире, по сути и в основе своей случайно. Но принятие своего места, включенность в мир в своем случайном месте, наделяет это случайное место смыслом, И именно в этом заключается свобода и ответственность человека, пишет Сартр: „конечно, рождаясь, я принимаю место, но я ответствен за место, которое я принимаю“.