quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

Смысл (введение в тему)

"В тот момент,
когда человек усомнился в смысле жизни,
он болен»
Зигмунд Фрейд

«Сомнения в смысле жизни никогда нельзя рассматривать
как проявления психической патологии;
эти сомнения в значительно большей степени
отражают истинно человеческие переживания,
ибо они являются признаком самого человечного в человеке»
Виктор Франкл

Как видно из эпиграфов к этому разделу, отношение даже к самому вопросу о смысле человеческой жизни кардинально отличается у различных авторов. Так, если Фрейд считает поиск смысла жизни проявлением болезни (ибо здоровый человек, казалось бы, не должен задумываться над тем, а есть ли смысл в его жизни), то Франкл, напротив, уверен, что стремление к смыслу принадлежит к фундаментальным потребностям здорового человека. А Ф. Феникс утверждает даже, что «...нет человека, для которого развитие внутренней жизни смысла не являлось бы реальной целью всех его стремлений».

Человек, уверен Феникс, это существо «создающее, открывающее, воспринимающее смыслы, наслаждающееся ими и действующее по отношению к ним... Человек — это существо, отличительная особенность жизни которого заключается в обладании смыслами и основной целью которого является их реализация... Он стремится к смыслу и, осознает он это или нет, все его стремления, каков бы ни был их видимый объект, направлены на расширение и углубление смысла».

Смысл наделяет человека волей к жизни. Если выразиться утилитарнее, то ощущение осмысленности жизни дает человеку энергию для того, чтобы ставить цели и двигаться в их направлении, преодолевая препятствия, наделяет его мужеством, чтобы (простите за тавтологию) он не боялся своих страхов. Альберт Эйнштейн выразил эту идею еще более жестко: „тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен“.

Виктор Франкл, проведший долгие годы в нацистском концлагере Дахау, заявлял неоднократно, что заключенные, которые теряли ощущение смысла своей жизни, практически не выживали. Наибольшие  шансы  выжить в экстремальной  ситуации  имели те,  кто  был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать. Он пишет:

"Стремление найти смысл в человеческой жизни – это основная мотивационная сила человека. Вот почему я говорю о "воле к смыслу" в противоположность принципу удовольствия (или, как мы еще могли бы его назвать, "воле к удовольствию"), на котором построен фрейдовский психоанализ, а также в противоположность "воле к власти", на которой ставится акцент в адлерианской психологии».

Франкл утверждает далее, что фрейдовский принцип удовольствия является ведущим принципом поведения маленького ребенка, адлеровский принцип могущества – подростка, а стремление к смыслу является ведущим принципом поведения зрелой личности взрослого человека.

Согласно Паулю Тиллиху, полноценное бытие человека предполагает его связь со смыслами: „человек есть человек лишь потому, что он обладает способностью понимать и формировать реальность - свой мир и самого себя - в соответствии со смыслами и ценностями“.

Только человек в состоянии дать имена вещам и явлениям (включая собственные чувства и переживания). Только в его сознании мир обретает смылс. Человек не только является творцом смысла своего бытия. С помощью смыслов человек сам конституирует СВОЙ МИР и себя в нём.

Однако только если он живёт в МОДУСЕ БЫТИЯ, он сможет обрести истинный смысл, то есть не будет довольствоваться его суррогатом. Ведь смысл, как мы увидим, обретается, а не придумывается. Обретается из ответов человека на запросы своего бытия.

Смысл наполняет жизнь человека значимым содержанием, тем, ради чего стоит жить. Эта наполненность не только берет свои истоки в более глобальных контекстах, но и интегрируется в них. Реализуя свои смыслы, человек вносит свой вклад в то, что находится вне его, что превосходит его и переживет его. Русский редигиозный мыслитель и футуролог Николай Федоров довольно жестко выразился по этому поводу: "Пустая, с точки зрения вечности, жизнь не достойна бессмертия".

Когда мы говорили об ИДЕНТИЧНОСТИ, мы упоминали об историчности человеческой личности, то есть о том, что личность человека, его "Я" формируются событийностью, историей жизни человека в ЕГО МИРЕ. Виктор Франкл, называющий окружение человека его историческим пространством, подчеркивает, что человеческое существование, неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя, как мы увидим, он может быть и не выраженным явно, а возможно, и совсем не поддаваться выражению.

 


"СМЫСЛ СМЫСЛА"

Ощущение бессмысленности мира неизбежно сталкивает человека с ощущением небытия, что вызывает тревогу. Чтобы бытие побеждало в жизни, чтобы жизнь имела структуру, человек нуждается в смысле.

Смысл изгоняет небытие из бытия. Он нужен, чтобы побороть парализующее человека ошушение абсурдности мира и безысходности, чтобы увидеть свою жизнь во всеобщей перспективе, чтобы обрести ощущение контроля над своей судьбой.

Для этого человеку нужны устойчивые идеалы, к которым он может стремиться, ценности, на основании которых можно выстраивать жизнь, делая выборы в каждой конкретной ситуации, и направляющие ориентиры, помогающие ему находить пути на БЕЗДОРОЖЬИ БЫТИЯ – на путях своего СТАНОВЛЕНИЯ (движения к проекту своего будущего). Так, согласно Альфриду Лэнгле, смысл представляет собой средство ориентации, предназначенное для того, чтобы показать человеку направление к полноценной и состоявшейся жизни.

Еще один аспект "смысла смысла" заключается в ответе на вопросы "для чего?" или "ради чего?". То есть человек, понимающий "РАДИ ЧЕГО, ВО ИМЯ ЧЕГО" он совершает тот или иной поступок, обретает смысл своей текущей ситуации. И этот смысл не универсален. Он уникален, поскольку он открывается конкретному человеку именно в данной ситуации. Однако этот уникальный смысл не стоит особняком - он всегда интегрирован в общий КОНТЕКСТ (мы не раз еще будем к этому возвращаться), в смыслы более высокого уровня.

Наконец, еще один „смысл смысла“ состоит в наделении человека жизненной энергией и мужеством, которые делают возможным как полноценное проживание им каждого дня, так и стремление в будущее на путях его собственного СТАНОВЛЕНИЯ.

 

ГДЕ НАХОДИТСЯ СМЫСЛ?

„Если человек хочет прийти к самому себе,
его путь лежит через мир“
Виктор Франкл

Виктор Франкл утверждает, что поиск смысла столь же парадоксален, как поиск счастья или удовольствия: они тем менее досягаемы, чем больше усилий прикладывает человек к их достижению. Точно также и смысл: «чем больше мы рационально ищем смысл, тем меньше находим… Смысл, как и удовольствие, должен преследоваться косвенно», - пишет Франкл.

Согласно Франклу, смысл нельзя дать или взять – его нужно найти.  Создать смысл также нельзя (как пишет Франкл, „ смысл должен быть найден, но не может быть  создан: создать  можно либо простое ощущение смысла,  либо  бессмыслицу“). Верить в самодельный, или собственноручно "изобретенный" смысл, подчеркивает Франкл, – всё равно что карабкаться по канату, который мы сами и подкинули в воздух.

Пауль Тиллих также считает, что намеренно сотворить духовный центр (систему идей и ценностей, придающую смысл всем смыслам) невозможно, и «любая попытка подобного рода порождает глубокую тревогу».

Иными словами, смысл нельзя придумать, навязать, одолжить. Его можно лишь найти, обрести, воспринять, как некий стройный образ на фоне бытия.  „При восприятии смысла речь идет об обнаружении  возможности на  фоне  действительности“, - пишет Франкл, - "смысл – это всегда конкретный смысл конкретной ситуации; он всегда представляет собой "требование момента". Смысл, по Франклу, – это всегда то, что человек должен сделать в данный момент. Смысл в этой связи уникален, поскольку всегда уникальны и конкретная жизненная ситуация, и человек, действующий в этой ситуации.

Ирвин Ялом уверен, что ощущение осмысленности жизни обеспечивает позитивное видение мира, наделяя человека целеустремленностью и наличием четких жизненных целей, „предполагающих самотрансцендирование, то есть выход за пределы материального и психического благополучия индивида“.

Как заявляет Франкл, кроме личных смыслов имеются смыслы, которые присущи людям, относящимся к определенной группе, обществу, культуре. Многие смыслы проносятся человечеством через всю его историю. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. То есть ценности можно определить как некие универсальные смыслы типичных для данного общества или всего человечества ситуаций. На основе ценностей каждый человек обретает смыслы – как каждой конкретной ситуации, так и всей своей жизни.

Людям свойственно верить или надеяться на то, что смысл дан (или должен, может быть дан) «свыше».

Так, „космический смысл“ подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий какое-либо магическое или духовное упорядочение вселенной.

Божественный смысл предполагает, что и мир, и человечество, и жизнь отдельного человека являются частью божественно предопределенного плана. Как указывал К.-Г. Юнг, "человек совершенно необходим для завершения творения; по сути, он является вторым создателем мира, он один дает миру его объективное существование“. Бог олицетворяет собою совершенство. Поэтому жизнь человека должна быть посвящена стремлению к совершенствованию себя.

Пауль Тиллих писал о том, что погруженность человека в глобальный контекст в качестве микрокосма (то есть, „бесконечно значимого отражения Вселенной“), способствует самоутверждению человека и его победе на тревогой судьбы. Тиллих поясняет: „Индивид опосредует сконцентрированные в нем силы бытия. Они присутствуют в нем в виде знания, и он преобразует их в действие. Он направляет ход своей жизни и способен лицом к лицу встретить трагедию и смерть, охваченный «героическим аффектом» и преисполненный любовью ко Вселенной, которая в нем зеркально отображается. Даже одиночество - не абсолютное одиночество, потому что внутри индивида содержатся смыслы Вселенной. Этот тип мужества, характерный для традиции, объединяющей эпоху Возрождения, романтизм и современность, придает особое значение уникальности индивидуального Я… Человек Нового времени черпает свое мужество в учении об индивиде как зеркале Вселенной“.

О месте смысла в глобальном масштабе говорит М.Чиксентмихали:  «Большая часть того, что мы называем культурой и цивилизацией, состоит в предпринимавшихся людьми попытках (обычно с минимальными шансами на успех), создать ощущение смысла и цели для себя и своих потомков».

Проблемой человека, ищущего смысл своей жизни, состоит зачастую в том, что он хочет постигнуть некий универсальный смысл, который раз и на всегда даст ему уверенность в правильности его поступков и ощущение наполненности жизни. Такой смысл, выходящий за пределы человеческой жизни, постигнуть невозможно - хотя это не означает, что его не существует. Однако провал попыток постижения абсолютного смысла может привести человека к отчаянию и тревоге.

В пределах одной человеческой жизни – особенно это касается человека неверующего – невозможно рассчитывать на постижение абсолютного смысла. Абсолютный смысл невозможно постичь из человеческого измерения. Поэтому часто у людей возникает ощущение, что никакого "смысла", никакого великого замысла вселенной, никаких глобальных направляющих жизненных ориентиров жизни не существует. Но они попросту не могут быть познаны, ухвачены, замечены за то краткое время, которое отведено человеку на земле.

Безусловный, предельный смысл превосходит ограниченные интеллектуальные способности человека. Как указывал Франкл, мы не можем рассчитывать на полное знание смысла, существующего в измерениях вне нашего обыденного понимания.

Однако эта неспособность человека увидеть, объять, понять сверхсмысл не означает его отсутствие. Опираясь на веру, на интуитивные ощущения, на знания о божественном замысле или на другие мировоззренческие концепции, человек может и своё бытие выстраивать в соответствии с ними, воплощая их принципы и требования в жизнь, приводя в соответствие с ними и гармонизируя свою жизнь.

То, что можно назвать „земным смыслом“, смысл жизни конкретного человека, найти всегда можно. Земной смысл всегда включает в себя цель (то, что должно "быть", то, что в приложении к человеку, называется его СТАНОВЛЕНИЕМ). Это означает, что человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как точку приложения себя в исполнении какой-либо задачи, исполнении некой миссии или реализации какой-либо функции. Поэтому даже абсолютно мирской (неверующий) человек в состоянии обрести смысл своего существования, позволяющий ему выбирать правильные решения, основываясь на ценностях, которые он обнаружил в ходе прошедшего опыта и включил в свою внутреннюю систему ориентиров.

Томас приводит три источника личных смыслов человека:

1) внешний мир, включая других людей, рассматриваемых как объекты;
2) внутренний мир;
3) другие люди как носители общего смысла.

Все это предполагает „работу“ по нахождению, раскрытию и осуществлению смыслов. Ждать, что смысл откроется сам по себе, бесполезно. В бездействии, основанном на уверенности человека, что кто-то ведёт его по жизни, все решая за него, покоится нередко причина бегства человека подальше от своей личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за собственную жизнь и за поиск смысла своего бытия. Человеку суждено творить себя, свой мир, свою судьбу самому. Самому ему суждено открывать и свои смыслы - неважно, верит ли он в Бога или нет.

Кроме того, как писал Блэз Паскаль в своём знаменитом эссе (диалог с воображаемым атеистом, называемый „ Пари Паскаля“), каждый неизбежно выбирает веру в Бога или в Его отсутствие. Каждый из нас вовлечён в пари: „есть Бог или нет? Конечна ли жизнь или существует жизнь вечная?“. Если Бога нет, то человек, веря в Его существование, не теряет ничего. Если Бог есть, а человек живёт, исходя из своей уверенности в его отсутствии, и полагает, что жизнь заканчивается с наступлением телесной смерти, то он теряет все.

Иными словами человеку следует жить так, и ориентироваться на такие смысловые требования, как если бы Бог существовал – хотя бы по принципу Шопенгауера, заявившего с присущим ему сарказмом: «Дорогой Бог, если ты есть, спаси мою душу, если она есть».


СМЫСЛ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ

«Люди живут в мире смыслов.
Мы не воспринимаем обстоятельства сами по себе;
мы всегда воспринимаем их в их значении для людей“
Альфред Адлер

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди смешивают понятия "значения" и "смысла". Любая вещь имеет определенное значение (назначение), но является ли это смыслом для человека? В определенной (но весьма незначительной) степени эти понятия пересекаются. В целом же следует четко их разграничивать, если мы не хотим впасть в утилитаризм (в увлеченность предметной стороной жизни), что грозит неизменной потерей ощущения осмысленности жизни.

Значением является логически и рационально постигаемое содержание слова, вещи или явления. Смысл же их всегда заключается в их раскрытии в бытии. Поэтому "значение" и "смысл" - не одно и то же, как не одно и то же обычная логика и бытийное СОЗНАНИЕ человека, направленное на осмысление бытия.

Современная трактовка смысла указывает на то, что он определяется более широким КОНТЕКСТОМ, чем значение. Значение слова, явления или предмета всегда более или менее конкретно, его можно объяснить достаточно однозначно. Смысл же, например, того же слова, предмета или явления, может быть схвачен человеком лишь с учетом всего того контекста, в который они (и сам человек) включены. Карл Ясперс поэтому считает смысл предметом не объяснения, а понимания.

Как же понять смысл?

Ближе к понятию "смысла" лежит понятие "значимости" для человека предмета или явления. Именно их значимость делает осмысленной деятельность человека, направленную на эти предметы и явления, являющиеся для человека стимулами. «Реакция на стимул зависит не столько от материальных свойств стимулов, сколько от их жизненной значимости", - пишет Мерло-Понти.

Ройс и Пауэлл соотносят понятие личностного смысла, служащего интеграции личности, с понятием значимости, «которую каждый индивид приписывает критическим аспектам бытия». Значимость объекта или явления для человека определяет для него их ЦЕННОСТНЫЙ характер.

Но довольно терминологических разграничений. Теперь давайте перейдем к обсуждению содержательной стороны смысла.

***

Подробнее тему смысла и связанные с ним темы (ценности, совесть, попытки человека найти эрзатц смыслу) мы будем рассматривать в разделе, посвященном АКСИОЛОГИЧЕСКОМУ ФУНДАМЕНТАЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ проблемы тревоги. Здесь же я коротко перечислю основные характеристики СМЫСЛА, которые делают его столь важным фактором человеческой жизни.

Итак, смысл не может быть понят и описан однозначно, поскольку он многопланов. Ощущение осмысленности (или отсутствия смысла) включает в себя как эмоциональные, так и интеллектуальные составляющие.

Смысл может быть личностным и общечеловеческим. Смысл может быть как смыслом жизни, так и ситуативным смыслом (присущим конкретной ситуации и конкретному поступку).

Отсюда понятно, что смыслом является целенаправленная и мотивированная деятельность человека, представляющая собой свободный и ответственный выбор, который человек должен совершать каждое мгновение своей жизни. При этом важнейшим условием осмысленного выбора является его опора на ценности – то есть осмысленный выбор должен осуществляться в пользу наибольшей ценности. Мерилом здесь служит совесть человека, которую Виктор Франкл назвал „органом смысла“.

Смысл представляет собой мощнейшую мобилизующую силу. Именно поэтому люди, живущие и действующие осмысленно, могут буквально горы свернуть, а те, кто страдает ощущением бессмысленности жизни, напротив, могут буквально лишаться своей витальности (жизненных сил).

Смысл всегда является частью более широкого смыслового контекста. Это обстоятельство всегда помогает человеку найти и реализовать в этом контексте свой уникальный смысл.

Как находит человек свой смысл в атом общем контексте? Считается, что человек как бы „отфильтровывает“ подходящие именно ему смыслы из всеобщего смыслового континуума бытия. „Фильтрами“ здесь являются как история жизни человека, так и черты его характера, как его текущие мотивы, так и долговременные жизненные установки.

По-настоящему осмысленная жизнь становится возможной лишь тогда, когда человек сознает те смыслы, которые он реализует. Вместе с тем, смысл может быть и невербальным (невыразимым словами). Человек при этом всем своим существом ощущает осмысленность своей жизни в целом или отдельного поступка – еще до того, как он облек для себя или для другого в слова то, что имеет для него смысл.

Следующим важным аспектом смысла является то, что он проявляет себя в диалоге – будь то диалог человека с человеком или человека с миром. Смысл поступка (как некоего высказывания) делает понятным этот поступок – а именно: “РАДИ ЧЕГО” совершен поступок.

Смыслом жизни человека является становление “самим собой” – то есть реализация тех задатков, которые человек получил при своем рождении и которые он развил в предыдущие периоды своей жизни. Можно сказать, что смысл жизни – это реализация некоего предназначения человека.

Из всего короткого изложения следует, что бытие никак нельзя назвать лишенным смысла – человеку предстоит лишь открыть и реализовать подходящие лишь ему уникальные смыслы. И такие смыслы могут быть всегда найдены – в деятельности человека, в его переживаниях и отношениях с другими людьми, в его установках как по отношению к его ситуации так и к жизни в целом.