quote Во всяком моральном акте, акте любви, милосердия, жертвы наступает конец
этого мира, в котором царит ненависть, жестокость, корысть. Во всяком
творческом акте наступает конец этого мира, в котором царит
необходимость, инерция, скованность, И возникает
мир новый, мир "иной"
Николай Бердяев

Защиты от тревоги искушения

Единственный способ отделаться от искушения — поддаться ему.
Оскар Уайльд

Есть несколько способов справиться с искушением;

самый верный из них — трусость.
Марк Твен

 

Нет плохих или хороших защит. Все зашиты хороши, если они помогуют человеку адаптироваться и полноценно жить. Но если они мешают ему в его жизни, не дают ему расти, то можно говорить о защитах деструктивных.

Деструктивные защиты осуществляются, как правило, в модусе обладания. Человек стремится ИМЕТЬ что-то, что может (по его представлению) защитить его от мук, которые он испытывает из-за своей тревоги - в данном случае тревоги искушения.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ


АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ

Поиск счастья и успеха в долгосрочном плане и склонность к веселью в сиюминутном аспекте могут подменить собой стремление искать смысл своего бытия и выстраивать в своей душе системы ценностных ориентиров. Что такое счастье, человек вряд ли объяснит. Подспудно он ощущает, что это состояние, за которое надо бороться, порой пробиваясь напролом через препятствия и сложности. При этом человек делает для себя оправданным совершение многих поступков и осуществление выборов, которые он бы себе не позволил, будь у него другая установка. То есть то, что раньше считалось бы искушениями, будет считаться "нормальным" способом удовлетворения стремления к счастью и веселью.

С успехом дело обстоит несколько лучше, поскольку человек может для себя хотя бы определить, чего он хочет добиться. Но и в этом случае стремление к успеху может подменить собой проживание своего бытия, игнорируя процесс и нередко подгоняя реальность под свои представления о ней. Человек, стремящийся к успеху и не опирающийся на внутренние ценности, будет готов совершать поступки, не отвечающие принципам справедливости, то есть, в принципе, не разрешенные. При этом человек не будет чувствовать себя виноватым. То есть искушения нет (и как бы и не было).

Еще один заменитель смысла - зависимость от каких бы то ни было субстанций, дающих легкое забвение и ощущение сиюминутной гармонии. Отчаяние, испытываемое от борьбы с искушениями, также может быть залито алкоголем.


ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ

В сфере целеполагания и поступка человек может бороться с тревогой искушения двумя противоположными способами. Первый из них связан в предотвращении запрещенного поступка.

Для этого человек может всячески избегать ситуации, в которых могут быть искушающие возможности, способные пробудить запретные желания. Другой вариант - посвящение себя деятельности, которая отвлечет на себя энергию запрещенных импульсов, тем самым ослабляя подверженность искушениям (сюда относится знаменитая сублимация).

Особым случаем будет отказ от поступка, если не уверенный в себе человек боится его возможных его последствий. В этом случае такой поступок будет назван "искушением" - тем самым будет найдено оправдание своей трусости и неуверенности. Боящийся человек сам творит себе запреты и тем самым находит себе оправдание неделания (как бы борясь с искушениями).

Другим способом является, напротив, "отпускание тормозов". Тогда человек, что называется, пускается во все тяжкие, махнув рукой на все запреты и предписания. Для этого, конечно, требуется "особое разрешение", выдаваемое интеллектом.


ИНТЕЛЛЕКУТУАЛЬНЫЕ

Вытеснение из сознания запрещенных желаний будет бессознательным актом защиты от тревоги искушения. Однако сознание, интеллект может стать при тревоге жестким цензором и палачом. Человек ставит свой разум над своими же чувствами, заставляя разум бороться с ними, подавлять их. Интеллект будет судить и наказывать человека за то, что он слаб и склонен поддаваться искушениям. При этом будут выстраиваться все новые и новые запреты и ситемы наказаний за нарушение табу, за то, что человек то и дело сворачивает с пути аскетизма.

Другой стороной "борьбы" с искушениями будет рационализация (то есть оправдание) того, что человек все же разрешит себе удовлетворить ту или иную свою потребность. Разум всегда находит объяснения и оправдания тому, что человек делает или хочет делать. По словам Антуана де Сент-Экзюпери, "искушение - это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух".


ОТНОШЕНИЯ

Другой человек может служить опорой в борьбе с искусами. При этом на него как бы перекладывается ответственность за то, что человек не совершит предосудительного поступка. Или, если все же такой поступок совершен, другого можно запросто обвинить в том, что именно "из-за него" человек поддался искушению.

С другой стороны, компульсивные сексуальные отношения (как одно из сильных защит от тревоги) может хоть на какое-то время и в какой-то степени отвлечь человека от всех остальных искушающих возможностей.


СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ

Боязнь проявления себя, своих истиных чувств имеет основой страх поддаться искушению. Поэтому человек будет стремиться "укреплять" свою сущность, на самом деле усиленно работая над своим идеальным образом - в ущерб себе настоящему.

При этом упор будет делаться на "достижениях" по укрощению своих стремлений и эмоций, на предотвращении поступков, которые человек считает запрещенными. То есть гордость будет подпитываться и укрепляться тем, что человек держит себя в ежовых рукавицах.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Игра, которая в модусе бытия служит отработке навыков и новых стратегий, в модусе обладания будет пряткой от живой жизни. В таком коконе никакие внешние обстоятельства как бы не властны над человеком - то есть человек бежит от искушающих возможностей в мир, где все "понарошку".

Уходя в виртуальный мир, мир фантазий, или в виртуальное общение, человек может отыграть страсти и поступки, которые он считает для себя запрещенными. Там порой случаются страсти похлеще реала. Как говорил Оскар Уайльд, "в нашей голове совершаются самые страшные грехи и преступления".

То есть человек не проводит переоценку своих внутренних запретов м правил, которые и делают те или иные поступки нежелательными или запрещенными, а попросту позволяет себе остро пережить в своей фантазии то, что он не позволяет себе в реальной жизни.