quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Тревога ответственности и тревога искушения

Как тревога ответственности, так и тревога искушения проявляются в отношении какого-либо поступка, который мы можем или должны совершить. И тревожимся мы не столько по поводу самого поступка, сколько по поводу его возможных последствий.

Тревога искушения состоит в опасении потери контроля над самим собой и погружения в компульсивность, то есть в ведомость импульсами, выливающимися в совершение поступков, о которых придется впоследствии жалеть. В конечном итоге, тревога искушения может проявляться как тревога потери контроля или тревога наказания.

Тревога потери контроля над собой является, по сути, вторичной тревогой, которую мы рассмотрим в соответствующем разделе. Сейчас же стоит упомянуть, что в случае тревоги искушения на первом плане стоит именно опасение совершить поступок, о котором нам заранее известно, что это поступок нежелателен в силу его негативных для нас последствий.

Что касается страха наказания, то важно страх перед наказанием внешним отличать от тревоги наказания внутреннего. Внешнее наказание может последовать за проступком, который противоречит принятым законам или вступает в конфликт с интересами людей, которые сильнее нас и могут за себя постоять. Внутреннее же наказание всегда происходит из-за того, что мы действуям вопреки принятым нами моральным нормам. И наказанием таким будут служить нам моральные эмоции, а именно чувство вины или чувство стыда.

Именно эмоциональные эмоции могут нам помочь различить два вида тревоги. В отличие от тревоги ответственности (когда мы опасаемся своими поступками навредить другим), тревога искушения выражает опасения того, что мы можем поступить неверно, что будет противоречить нашим представлениям о себе. Таким образом мы будем испытывать чувство стыда, поскольку мы не соответствуем своему идеальному образу и не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства.

Внешнее наказание за то, что мы поддаёмся искушению, грозит нам, если мы считаем, что мы совершаем грех. За него может прийти тяжелая расплата. Но всегда в этом случае будет внутренняя боль и терзание совестью.

Осуждение со стороны других людей (неважно в какой форме - подвергание остракизму, молчаливые упреки, проклятия и т. д.) также может быть важной составляющей тревоги искушения (здесь налицо страх угрозы отношениям, тревога потери друзей и любимых).

Тревога ответственности может удерживать человека, если он не уверен в безопасности своего поступка и опасается наказания со стороны институтов или отдельных людей. Принцип „разрешено все, что не запрещено“ - это принцип свободы в рамках социальных отношений. Но именно свобода лежит в основе этого вида тревоги (человек в конечном итоге опасается взять на себя ответственность за свой свободный поступок). Такой человек боится свободы - хотя одним из возможных и весьма нежелательных наказаний за определённые проступки является именно лишение свободы.

В случае тревоги искушения человека отличает неуверенность в силе своей воли, когда он знает, что ему делать (неважно по каким причинам) нельзя. В случае тревоги вины человек сомневается в справедливости своих поступков, что нередко основано на недостаточном знании своих принципов и ценностей, смысла своих поступков.

Есть немало смешанных случаев, когда тревога искушения переплетается с тревогой ответственности. Например, если мы совершаем заранее несправедливые поступки: крадем у нашего ближнего, изменяем нашим любимым. Еще до того, как мы совершим такой поступок, мы будем подвергнуты мучениям предстоящих нам стыда и вины.