quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Стратегии сохранения чувства самоценности

Потребность защищать или повышать чувство своей самоценности является универсальной потребностью. Позитивный образ самого себя ставится под вопрос негативными (или переживаемыми как негативные) событиями и обстоятельствами. Поэтому человек применяет (часто бессознательно) такие стратегии обхождения с подобными обстоятельствами, которые позволяют уменьшить их негативное влияние на чувство самоценности.

Если человек сталкивается с ситуацией, в которой его самооценка может страдать, он будет подсознательно стараться избавиться от этого страдания, перестать думать об этой ситуации и своей поврежденной самооценке. С точки зрения психологических защит мы имеем здесь дело, как правило, с ВЫТЕСНЕНИЕМ ранящей темы в подсознание.

Одна из стратегий "борьбы" со снижением самооценки - выгодная интерпретация событий, которые могут влиять на чувство самоценности. Для того, чтобы сделать собственную неудачу не такой сокрушительной, выбирается, например, подходящий масштаб сравнения своих и чужих достижений. Или же человек заведомо "занижает" ценность целей, которые он не может достигнуть. Так неудача становится относительной. Человек может также дистанцироваться от неудачи, как бы игнорируя ее. Всем известный пример из литературы, иллюстрирующий подобную стратегию - это басня про лису и виноград. Лиса, которая не могла достать лакомые грозди, как ни старалась, в конце концов заявила сама себе, что виноград зеленый и он ей вовсе не нужен. Здесь мы имеем дело с другой психологической защитой - с ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЕЙ (в основном с ОБЕСЦЕНИВАНИЕМ).

Еще один способ - делать ответственным за неудачи кого-то или что-то вовне, в то время как все лавры за успехи человек вручает самому себе, видя себя единственно ответственным за свою удачу. Даже люди с высокой самооценкой не хотят верить, что они сами ответственны за свои неудачи.

Подобным же образом, в зависимости от своей ситуации в семье или в обществе (чувствует ли он себя там уютно, ощущает ли признание от окружающих), человеку свойственно либо считать всех „своими“, либо делить людей "на своих и врагов". Подобные подходы порождают как раз подозрительность и ненависть, рассматриваемые нами в разделе о ТРЕВОГЕ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.


МЕСТЬ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ САМОЦЕННОСТИ

Нередко субъективное мнение, что с помощью мести можно восстановить баланс отношений и, тем самым, успокоить раненое самолюбие и снова восстановить прежний уровень самооценки. Такие "акты возмездия" базируются на переживании чувстве НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ и "призваны" восстановить попранную справедливость любой ценой, часто перехлестывающей за все мыслимые рамки.

Месть мыслится как средство пробуждения в обидчике осознания своей несправедливости. Нередко, однако, месть ведет к пробуждению жажды справедливости уже с другой стороны, а тем самым - к эскалации конфликта.

Месть также должна рассматриваться (наряду с жаждой справедливости) как проявление силы и власти. Будет ли месть осуществлена, зависит в значительной мере от опасения ответной мести.

При свидетелях месть, как правило, чаще осуществляется в отношении более сильного "обидчика", а не более слабого (при прочих равных условиях). Если свидетелей нет, то чаще и скорее всего сильный будет "отыгрываться" на более слабом.

В социальном контексте "мстители" могут быть нацелены на восстановление попранных норм, что может вести к консолидации обиженных во имя благих целей.

Ближайшая "польза" от мести состоит в том, что человек получает чувство удовлетворения и чувствует, что его чувство самоценности, его честь и достоинство снова восстановлены. Подчас восстановление самооценки может иметь большее значение, чем материальные интересы. Но часто это означает пиррову победу, поскольку спасение самоценности может быть получено ценой значительного ущерба в долгосрочном плане.

Подробнее о мести смотрите в разделе, посвященном ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

Все рассмотренные выше стратегии направлены, как правило, на сохранение статуса кво в отношении своей самооценки. То есть человек старается "подогнать" свою самооценку под нужные ему стандарты. Иначе говоря, он не изменяется сам, но старается так изменить свой взгляд на себя в данной ситуации, чтобы его самооценка не страдала. Здесь мы имеем дело со стратегиями из арсенала МОДУСА ОБЛАДАНИЯ, поскольку "сохранение" самооценки отражает стремление к неизменности того, чем человек обладает и что для него крайне важно.