quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

Чувство самоценности в возрастном континууме

Считается, что чувство самоценности является в определенной мере врожденным свойством, отчасти косвенно определяясь врожденными способностями, стилями переработки информации и свойствами темперамента (такими, например, как любознательность, стремление к познанию нового, избеганию боли, зависмость от поощрения и вознаграждения), отчасти формируясь в результате взаимодействия с окружающим миром.

Образ самого себя возникает достаточно рано в младенчестве, основываясь на базальных оценках (плохо - хорошо), служа основой для формирования ранней детской самооценки.

В возрасте 3-6 лет ребенок оценивает себя прежде всего на основе того, что он делает. Постепенно оценки отдельных аспектов своих способностей, своего поведения ("я это уже хорошо могу делать") приводят к возможности формирования отношения к самому себе ("я доволен собой", "я себе нравлюсь").

В таком возрасте для ребенка важны четкие правила и приятие со стороны взрослых, которые должны отказаться от телесных наказаний и при принятии решений не упускать из виду их долгосрочные последствия для ребенка. Только в этом случае возможно развитие высокой и реалистичной самооценки.

С детсадовского возраста важное значене для самооценки начинает играть социальное сравнение: так, дети оценивают свои способности более высоко, если узнают, что их товарищи также хорошо выполнили данное задание. Это помогает формировать большую уверенность для выполнения заданий в будущем (такая способность возникает примерно с 8-милетнего возраста).

Однако социальные сравнения могут сказываться на ухудшении самооценки. Это особенно ярко проявлется при смене привычного школьного окружения, в котором ребенок чувствовал себя уютно и уверенно на фоне других детей, на другой коллектив (например, переход в другую школу). Если там общей уровень способностей выше, то у ребенка (чьи способности не объективно, а лишь относительно хуже, чем у  других) может очень страдать самооценка. В целом, можно утверждать, что начало новой жизненной фазы связано с возникновением проблем с чувством самоценности.

В дошкольном возрасте дети еще обладают порой безграничной уверенностью в своих способностях, часто сильно их переоценивая. Это имеет своей причиной, с одной стороны, желающее мышление, с другой, - недостаточной способностью правильно оценивать свои реальные возможности, будучи самоуверенными, и веря в то, что они могут всего достичь, чего захотят. В первые месяцы школы ребенок сталкивается с суровой реальностью, с тем что он не настолько всемогущ и совершенен, как он себе это представлял. Самооценка становится более реалистичной.

Постепенно образ самого себя вырисовывается достаточно четко и дифференцируется на различные аспекты.


ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте происходит интенсивный поиск ИДЕНТИЧНОСТИ. Подросток отличается самокритичностью и сомнениями в самом себе. Приобретают немаловажное значение многие (до того не столь важные) установки.

Так, подросток жаждет самоутверждения и признания (особенно со стороны сверстников). Особенно вниметелен он к негативным реакциям своего окружения. Стремление к признанию и приятию другими может приводить к дисфункциональному поведению, имеющему следствием отвержение вместо столь желанного признания.

Внешняя привлекательность начинает приобретать все более главенствующее значение, так что возникает существенная взаимосвязь между ощущением собственной привлекательности, хорошим психичесим самочувствием и чувством самоценности. Причем необходимо подчеркнуть, что не объективная, а именно субъективно переживаемая привлекательность играет решающую роль. Так, самооценка будет в целом выше при субъективно переживаемой привлекательности, чем при привлекательности, оцененной посторонними людьми. Поэтому нередки ситуации, что вполне симпатичные девушки крайне недовольны своим внешним обликом.  Недаром у 12-летних девочек-подростков существенно снижается самооценка, которая снова повышается и стабилизируется примерно к семнадцати годам.

И еще стоит отметить, что если самооценка ставится в сильную зависимость от внешней привлекательности (стремление соответсвовать идеалу красоты), то нередко проблемы с чувством самоценности в этой связи выливаются в расстройства питания (в частности, в анорексию).

При подготовке к различного рода испытаниям (контрольные, экзамены) известная доля оптимизма и самоуверенности может облегчать внутренне напряжение и вселять уверенность в успех. В то же время, чрезмерная самоуверенность может вызвать наплевательское отношение к подготовке (известное всем "шапками закидаем") с соответствующими печальными последствиями.


ЗРЕЛОСТЬ

Люди, имеющие постоянного партнера оценивают себя выше, чем одинокие.

Влюбленность и переживание ответного чувства можно в определенной степени рассматривать как переживание "успеха".

Успехи в своей профессии способны чущественно повышать самооценку. Неуверенность на рабочем месте снижает самооценку. Потеря работы является серьезным ударом по чувству самоценности.


СТАРЕЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Как мужчины, так и женщины свозрастом все меньше значения для самооценки придают внешней привлекательности. Но стоит отметить, что стареющие мужчины оценивают свои физические способности и свое тело в целом хуже, чем женщины. В целом у стареющих женщин самооценка несколько повышается и стабилизируется, а у мужчин понижается.

Для пожилых людей образ самого себя чаще, чем у более молодых, включает в себя аспекты прошедшей жизни. Придается особое значение былым успехам и победам.

Угасающие физические и когнитивные способности человек стремится компенсировать деятельностью в тех областях, где способности и силы могут гарантировать определенный успех.


ПОЛОВЫЕ ОТЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

У 7-ми – 10-тилетних детей в целом уровень самооценки низкий, но несколько выше у мальчиков. В возрасте от 11 до 22 лет уровень самооценки у мальчиков существенно повышается, а у девочек (девушек) в подростковом возрасте часто снижается. Причиной видится то, что у девочек в этом возрасте особое значение придается внешней привлекательности. У мальчиков нарастает мышечная масса, что соответствует мужскому идеалу. Девочками же отложения жира на бедрах по типично женскому признаку, напротив, нередко считаются противоречащими идеалу красоты.

Во взрослом возрасте уровни самооценки у мужчин и женщин выравниваются (так, внешняя привлекательность играет у женщин относительно меньшую роль, чем у девушек, поскольку большее значение начинают приобретать другие источники самооценки).

Социальные сравнения играют в подростковом возрасте также различную роль у юношей и у девушек. Так, для юношей сравнение с другими подростками влияет на самооценку (позитивно или негативно - в отличие от того, в чью польззу это сравнение). У девушек же сравнения с другими служат источником важной информации, которую они потом могут использовать в своих интересах, в частности в дальнейших контактах.

Еще одно важное различие в формировании самооценки в подростковом возрасте состоит в том, что мальчики, как правило, успехи приписывают своим качествам, а неудачи относят к внешним обстоятельствам. Девочки же и удачи, и неудачи относят к самим себе. Таким образом, успех у тех и у других будет способствовать повышению самооценки, а неудачи у девочек будут чаще, чем у мальчиков, сопровождаться снижением самооценки. При этом девочки, в целом, в меньшей степени, чем мальчики, относят свои успехи к своим способностям.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?