quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

Самоактуализация как потребность, мотив, цель и смысл

„Высвобождение тенденции к зрелости
заключается в стремлении перестроить свою личность
и свое отношение к жизни,
сделав его более зрелым“
Карл Роджерс

„Говоря о мотивации самоактуализирующейся личности,
мы должны говорить не столько о потребностях дефициентных уровней,
сколько о метамотивах или о мотивах роста.
Разница между ними столь же фундаментальна,
как разница между жизнью и подготовкой к жизни“
Абрахам Маслоу

Согласно Карлу Роджерсу, в самой человеческой природе заложеное нечто, побуждающее его двигаться к зрелости, к большему соответствию своей самости, собственным возможностям и задаткам (то есть к большей конгруэнтности, цельности): „полно функционирующая личность - синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруентности, полной открытости опыту“ (Карл Роджерс).

Такая личность способна более адекватно функционировать в реальности. „Это проявляется в способности человека понимать те стороны своей жизни и самого себя, которые причиняют ему боль и неудовлетворение. Это понимание нащупывает в подсознании опыт, который упрятан там по причине своей угрожающей природы“.

Это стремление, отмечает Роджерс, – составляющая часть всего живого („распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть“). Так, еще Аристотель указывал, что желудь стремится сзать дубом, а зерно – колосом.

Роджерс уверен, что внутренний рост не только возможен, но и является присущим каждому человеку. Он считает, что, хотя стремление к самоактуализации и может быть „наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование“, но оно присутствует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя.

По мнению Роджерса в каждом человеке заложено стремление становиться целостным, компетентным и способным настолько, насколько это возможно: «это стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость».

Потребность в самоактуализации является, по Маслоу, потребностью в саморазвитии, в самовыражении и в самоосуществлении, в стремлении к идентичности. Самоактуализация означает „«полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое соответствует биологической предопределенности человека“.

Курт Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Маслоу, говоря о самоактуализации, утверждает, что способности человека настойчиво требуют употребления и прекращают свои требования лишь тогда, когда их достаточно и полноценно употребляют. Кроме того, заявляет Маслоу, "рост теоретически возможен только потому, что вкус "высшего" лучше, чем вкус "низшего", и потому, что удовлетворение "низшего" становится скучным".

Согласно Маслоу, главной мотивирующей силой, определяющей поведение человека, является сила испытанного человеком в его собственном опыте переживания. Гедонизм, свойственный человеческой природе, находит своё воплошение и в процессе самоактуализации – в чувстве глубочайшей удовлетворённости жизнью, проявляющемся в ощущении целостности и просветлённости. Абрахам Маслоу называл эти моменты пиковыми переживаниями:

«Мы можем определить самоактуализацию как «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей и т.д. Во время этих «прорывов» человек становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком».

Интенсивность и ценностная значимость переживаний, связанных с удовлетворением низщих потребностей (например, в еде, в каких-то материальных благах), имеют склонность снижаться с каждым следующим актом удовлетворения данной потребности. Пиковые же переживания, которые человек испытывает в процессе самоактуализации, как утверждает Маслоу, являются наиболее сильными, стабильными и ценными для человека, по сравнению с переживаниями от удовлетворения потребностей более низкого уровня. Это будет проявляться в том, что стремление к самоактуализации будет преобладать в иерархии мотивов. Ещо Гольдштейн отмечал, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

Маслоу утверждает, что „ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей“. Нередко в страдании (например, будучи обреченным на смерть, подвергаемый опасностям и не имея возможности как-то их избежать) человек находит возможности для внутреннего роста. „Часто ради принципов и убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще“.

Маслоу указывает нам на фундаментальное отличие мотивации дефицитарной и бытийной.

Человек, не удовлетворенный в своих базовых потребностях, испытывающий дефицит в защишенности и безопасности, а то и в еде и крове, воспринимает мир как вражескую территорию, где от него требуется напряжение всех усилий, чтобы избежать погибели от рук сильных хищников, где он привык быть побеждённым, где вся система ценностей неизбежно подчинена животным потребностям и потребности в безопасности.

Самоактуализирующегося человека уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается, движимый внутренними потенциями, изначально заложенными в его природе, требующими своего осуществления и развития. Он устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей.

***

В то же время, согласно Франклу, чрезмерная озабоченность самоактуализацией может быть следствием фрустрации стремления к СМЫСЛУ. Самоактуализация, считает Виктор Франкл, - это не конечное предназначение человека: 

«Это даже не его первичное стремление. Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с САМОТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬЮ человеческого существования. Подобно СЧАСТЬЮ, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется».

То есть_ и самоактуализация (также как и счастье, и УДОВОЛЬСТВИЕ) есть лишь следствие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ человеческой жизни. Черловек «делает себя», отдаваясь делу, направленному на благородные цели, открывая и утверждая ЦЕННОСТИ и реализуя смысл. 

Маслоу также утверждает, что именно "увлеченность значимой работой" лучше всего служит делу самоактуализации. Эту идею очень красиво выразил Карл Ясперс: "Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим".

***

Согласно Маслоу, „зрелость, или самоактуализация, означает уход вверх от потребности в ликвидации дефицита“.

„Стоит лишь раз окунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всех ее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутся вам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находят свое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когда человек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденные нездоровым сознанием“.

Тем самым Маслоу подчеркивает, что самоактуализация не является нирваной, где отсутствуют всяческие проблемы. Напротив, человек обрашается к реальным проблемам бытия, сталкиваясь, порой, с болью и разочарованиями.

Выходя за собственные пределы в творческом акте бытия, самоактуализирующийся человек (подобно скульптору перед глыбой мрамора или поэту перед чистым листом бумаги) вынужден бороться с самим собой, чтобы заставить себя приложить усилия и сделать очередной шаг в своём бытии, в деле своей жизни. Ведь только честность, мужество, терпение и настойчивость в состоянии помочь человеку идти по жизни, будучи ведомым внутренним голосом – голосом его самости, его „Я“, - и полно проживать своё бытие.

Маслоу в то же время уверен, что ни пиковые переживания, ни самоактуализация как таковая не могут являться самоцелью: „Самоактуализация — это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство, - это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд маленьких достижений“.

Маслоу указывает на опасность „псевдо-развития посредством уклонения от неудовлетворенной потребности“, когда человек пытается убедить самого себя, что неудовлетворенная фундаментальная потребность в самоактуализации на самом деле удовлетворена или вовсе не существует. Но такая потребность неизменно присутствует – как бессознательная сила (повторяющаяся навязчивая идея), призывающая человека равивать свои внутренние возможности, выполнять своё предназначение, идя по пути СТАНОВЛЕНИЯ, становясь САМИМ СОБОЙ.

„Цель личности (самоактуализация, автономность, индвидуация, „истинная Самость“) одновременно является и конечной и промежуточной целью, инициацией, шагом вверх по лестнице к трансценденции идентичности“, - пишет Абрахам Маслоу. Можно сказать, что функция самоактуализации заключается в перманентном  самоуничтожении  той самости, кототрая существовала за мгновение до того.

Маслоу заявлял: „Самоактуализация – это не конечное состояние, но сам процесс воплощения присущих индивиду возможностей в действительность“.

Поэтому что бы человек ни достиг в своей жизни, не может рассматриваться как конечная остановка, как пункт назначения…

Жизнь – это процесс, который не имеет конца…

“За поворотом – новый поворот”, - поётся в одной из песен МАШИНЫ ВРЕМЕНИ…