quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

Доверие своему организму

„Они достаточно спонтанны в своем поведении
и предельно спонтанны в своей внутренней жизни,
в своих мыслях, побуждениях, желаниях“
Абрахам Маслоу

Карл Роджерс подчеркивает, что организм, если к нему прислушиваться, является идеальным средством выбора наилучшего способа поведения в каждой ситуации, поскольку организм (если интеллект или сознание ему не мешают своими приказами или своей предвзятостью) чувствует, что будет правильным.

Подсознание, анализируя всю имеющуюся в распоряжении информацию (как текущую, так и из прошлого опыта), предлагает наиболее оптимальное решение. Поэтому организм может быть — и часто является — мудрее, чем сознание. Он способен выбрать из множества возможных именно тот вариант поведения, который действительно будет более удовлетворять человека в настоящий момент. Исходя из доступных данных, он в состоянии дать наилучший из возможных ответов.

Если какие-то данные отсутствуют, организм может совершать ошибку, предлагая не совсем оптимальное решение. Однако вследствие открытости опыту любые ошибки, любое неудовлетворительное поведение вскоре могут быть исправлены. Выбор оптимального варианта находится всегда в процессе корректировки, потому что все выборы постоянно проверяются в поведении, ведущем к поступлению новой информации, помогающей поведение скорректировать.

Включение искаженной информации, информации, которая не принадлежит данной конкретной ситуации, или исключение информации, которая ей принадлежит, приводят к ошибкам в этом процессе. Например, если воспоминания и предшествующие знания продвигаются интеллектом, как будто они и есть текущая реальность, а не просто воспоминания и знания. Ошибка может произойти также и тогда, когда в сознание не допускаются определенные пугающие переживания или если желаемое выдается за действительное (Роджерс).

Когда человек открыт своему опыту, он доверяет своему организму и чувствует меньше страха перед своими эмоциональными реакциями. Наблюдается постоянный рост веры и даже расположения к сложному, богатому, разнообразному набору чувств и наклонностей, существующих в человеке на организмическом уровне. Сознание вместо того, чтобы быть сторожем многочисленных и опасных непредсказуемых побуждений, из которых лишь немногим может быть разрешено появиться на свет, становится довольным обитателем общества побуждений, чувств и мыслей, которые, как обнаруживается, очень хорошо управляют собой, когда за ними не следят со страхом (Роджерс).

Человек становится готов послушаться голоса своего тела и оставить важные дела, если надо отдохнуть, а не примется ругать самого себя за дающую себя знать усталость или бороться с ней, чтобы показать себе и другим себя не таким, каков он есть. Он не боится искренне выразить другому человеку и свою любовь, если он её ощущает, и свои гнев, раздражение или недовольство, если такие чувства проявят себя в нем и обнаруживает, что это вовсе не так уж страшно. Он может интуитивно решать, как вести себя в сложных человеческих отношениях.

Для роста человеку необходимо уметь „прислушаться к себе, услышать, о чем сообщают его физиологические реакции, уловить их смысл“, позволить себе „жить опытом своего целостного организма, а не закрывать его от сознания“ (Роджерс), осознать свои чувства, будь то чувства смелости, нежности и благоговения или чувства страха, упадка духа и боли.

Самоактуализирующийся человек не пугается своих чувств, не боится погружаться в них, когда он их испытывает, решается не прятать их от самого себя и открыто ич выражать, заявляет Роджерс: „при появлении и выражении своих сложных внутренних процессов он доверяет им и высоко их ценит“.

Тревога является одним из важнейших внутренних голосов, которые подсказывают человеку, в каком направление следует ему приложить усилия, чтобы лучше соответствовать текущему моменту, той экзистенциальной ситуации, в которой человек находится в своем ФОКУСЕ БЫТИЯ, в "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"

Способность жить во внутреннем психическом мире, где царствуют „ощущения, эмоции, желания, страхи, надежда, любовь, поэзия, искусство и фантазии“, Абрахам Маслоу считает наслаждением.