quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Любознательность

В бытийном модусе любознательность является побудителем к активному мыслительному процессу, выступая как ПОТРЕБНОСТЬ в познании. Т.А.Гусева рассматривает любознательность как свойство личности, „обеспечивающее состояние готовности и постоянство стремлений к освоению новой информации“.

Абрахам Маслоу подчеркивает принципиальное отличие познания от обучения, то есть накапливания фактов в модусе обладания. Обучение, пишет Маслоу, отличается от познания тем, что в первом случае акцент делается на результате, а не на процессе:

„Большинство из так называемых познавательных актов на самом деле не имеет никакого отношения к познанию и представляет собой не что иное, как бездумный процесс группирования и перегруппирования множества существующих в нашем сознании стереотипов. Это ленивое, рубрифицирующее восприятие в корне отличается от конкретного, рецептивного созерцания, только созерцание дает нам действительно полное представление об объекте, позволяет постичь его уникальность и многогранность, позволяет оценить его и насладиться им.

РУБРИФИКАЦИЯ есть не что иное, как попытка незрелого индивидуума остановить движение и изменение реальности, продиктованное страхом стремление сделать мир статичным, и в этом смысле рубрификация, несомненно, мотивирована. В ее основе лежит желание избежать тревоги“.

Познавая, человек открывает новые ЦЕННОСТИ и СМЫСЛЫ, узнает новое о мире и о себе самом, открывает для себя новые возможности собственного СТАНОВЛЕНИЯ.

Любознательности имеет своим источником неудержимую потребность человека (и других высокоорганизованных живых существ) в обновлении привлекательных впечатлений. „В стремлении к обновлению впечатлений, пишет И.И.Лапшин, лежит корень любознательности, которая нередко является смешанным чувством слабого страха перед неизведанным с фасцинирующим действием новизны“.

В любознательности, которая является проявлением пытливости духа, „играет роль не подталкивающий импульс удивления-страха, пишет Лапшин, но притягивающий мотив удивления-восхищения“. Такова, например научная любознательность, по природе неутолимая, не знающая пресыщения и постоянно нарастающая страсть (Лапшин), которая не оставляет человека в покое и, по словам Пушкина, "не остынет и с жизнью лишь его покинет".

Научная любознательность отличается, как отмечает Лапшин,  наличием у человека чисто интеллектуального интереса и практическим бескорыстием. Конечно, в науке немало примеров того, что ученые подсиживают друг друга. Но здесь уже речь идет не о любознательности, а о ТЩЕСЛАВИИ стремлении к превосходству (МОДУС ОБЛАДАНИЯ).

Любознательность может быть мощным источником чувственного переживания. Столкновение с неизведанным, познание нового, открытие новых сторон как самого себя, так и других людей в процессе взаимодействия с миром порождают удивление-радость. Такую перманентную радость человек может переживать от общения с другим человеком (см., в частности, ОБЩЕНИЕ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ).

Абрахам Маслоу указывает на то, что человек переживает великую РАДОСТЬ от удовлетворения своих познавательных потребностей. Это чувство „глубочайшего удовлетворения, становится источником высших, предельных переживаний; именно эти яркие, эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни“. Здесь любознательность пересекается с ЦЕННОСТЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ (Франкл), когда человек наполняет свою жизнь смыслом, открывая себя миру и вступая с ним в ДИАЛОГ.

Важной функцией стремления к познанию является то, что оно способствует пробуждению ИНТЕРЕСОВ. Познавая что-то новое, примеряя его на себя, человек обретает постепенно ориентировку в себе самом. Открывая свои склонности, находя смыслы в той или иной деятельности, человек получает возможность самоактуализироваться, открывая путь к себе, к СТАНОВЛЕНИЮ СОБОЙ. Поэтому Абрахам Маслоу считает стремление к познанию универсума и его систематизации не только средством достижения базового чувства безопасности, но и рассматривает ее „как разновидность потребности в САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, свойственной умным и образованным людям“.

Интерес к БУДУЩЕМУ, любознательность являются важными факторами, поддерживающими интерес к жизни как таковой, поскольку продолжение жизни явлется условием того, что будущее наступит (точнее, станет настоящим то, что было до этого календарным будущим) – и это позволит человеку удовлетворить его интерес. Недаром русская пословится гласит: „проживёшь подольше – увидишь побольше“.