quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Значение детских игр

„Игра – практика развития“
С. Л. Рубинштейн

Игры ребенка, кажущиеся бесполезными и бессмысленными (см. ИГРА И СМЫСЛ) с текущей перспективы и с точки зрения взрослого, наблюдающего за этой игрой, могут привить ребенку навыки и умения, которые в новых условиях его уже взрослой и вполне реальной жизни окажутся крайне необходимыми.

Здесь уместно провести аналогию с естественным отбором, при котором сама природа либо выбраковывает свойства организма, которые в данной ситуации оказываются вредными, либо, напротив, „выбирает“ носителя тех свойств, которые в данной ситуации оказываются жизненно необходимыми. Для природы нет плохих или хороших свойств некоего организма вообще – есть лишь полезные или вредные для него свойства с точки зрения данной конкретной ситуации, в которой он находится. Эти свойства либо помогут ему выжить, либо могут стоить ему жизни.

Возвращаясь к игре, будущее либо примет и поддержит человека, приобретшего в процессе своих игр те или иные навыки или свойства, либо произойдет „выбраковка“, если его навыки и свойства не соответствуют требованиям его текущей реальности. Конечно, в человеческом обществе все далеко не так фатально, как в „дикой“ природе, но человеку приходится отвечать за последствия своих поступков, многие из которых являются как раз следствием того, что он усвоил или "обкатал" когда-то в своих детских играх.

Понятно поэтому, что игры имеют очень большое значение как в жизни человека, так и в формировании его характера и личности.

Одним из важнейших следствий игры ребенка является закрепление, оттачивание и совершенствование тех действий, которые совершаются раз за разом в игре. Эти действия потом находят свое применение в реальной жизни. Именно благодаря этому игра становится для ребенка как бы школой жизни. С. Л. Рубинштейн так говорит об этом:

„Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет“.

Рубинштейн подчеркивает, что в процессе развития ребенка „обычно личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия и те проявления личности, которые, только народившись, став доступными, еще не стали повседневными“. Ребенок повторяет в своей игре действия, которые ему только недавно удалось осуществить (например, открывать и закрывать крышку шкатулки, стягивать с ноги носок и т.д.), не потому, что сейчас практически нужно осуществить это действие, а потому, что „это действие бессознательно РАДУЕТ его как выражение его достижений, его успехов, его развития“.

Одной из важнейших функций игры является оттачивание способности к ВООБРАЖЕНИЮ. Так, согласно Рубинштейну, игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Вместе с тем, подчеркивает Рубинштейн,  способность к воображению оттачивается именно в игре: „способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом“.

Именно воображение развивает в ребенке способность „к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению“. Сначала в игре, в воображаемом мире, ребенок создает новое, преобразуя то, что ему подручно.

Еще на некоторые важные аспекты игры указывает Рубинштейн:

„в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству;
в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности;
в РОЛЯХ, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка“.

Творческий характер игры проявляет себя затем в творчестве художественном, являющемся неотъемлемым элементом формирования культурного наследия, а также в трворческом подходе к работе, к отношениям, к жизни в целом, что способствует личностному росту и развитию, открытиям неизведанного, созданию нового (см. ИГРА И ТВОРЧЕСТВО).