quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Межчеловеческие отношения и защитные механизмы

Попытка в отношениях использовать защитные стратегии (как правило, бессознательно) влияет и на КОММУНИКАЦИЮ, и на отношения, поскольку создает мошные слои, часто не осознаваемые, которые через БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ будут влиять на мысли и поведение человека.
Возьмем для примера СМЕЩЕНИЕ ПО ОСЯМ БЫТИЯ. Человек, который пытается решать проблемы чисто “механически”, например, перемещаясь в другое пространство (переезд на новое место жительства, “бегство” в отпуск и т.д.) будет все же нести с собой все свои нерешенные проблемы. И эти проблемы не смогут быть решены обычной сменой обстановки. Однако человек будет полон самых радужных ОЖИДАНИЙ, которым, увы, чаще суждено разбиться о “новую” реальность.

Также нередки попытки менять проблемную (или кажущуюся таковой) ситуацию, меняя партнеров. Каждый раз в своих ФАНТАЗИЯХ человек будет представлять себя счастливым, как будто новый партнер способен принести с собой счастье. Разрушение этих фантазий – лишь вопрос времени. Но они будут существенно влиять и на старые, и на новые отношения, заслоняя от человека “правду жизни”. Человек оказывается во власти своего ЖЕЛАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ, не дающего ему быть достаточно онъективным к себе, к другим и к миру.

Так называемые “классические” защиты влияют на отношения очень существенно.

ПРОЕКЦИИ будут искажать представление человека о другий людях. Вместо ПОНИМАНИЯ другого можно будет говорить лишь о восприятии другого, базирующемся лишь на собственных представлениях о нем (точнее, другой будет восприниматься лишь как ярлык, который человек навешивает на него своими проекциями). Выливаться все это будет, в конечном счете, в снятие с себя личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за ту или иную ситуацию и в приписывание ВИНЫ другому человеку. Одним словом, можно говорить не только о безответственности человека в его поступках, но и о его безответственном поведении в отношениях с другими людьми.

ВЫТЕСНЕНИЕ в подсознание убирет из сознания неприятбые переживания и конфликты. Однако тут не действует принсип “с глаз долой из сердца вон”. Все вытесненное остается внутри человека, оказывая мощное, хотя не всегда осознаваемое влияние на человека в его взаимоотношениях с другими. Так, например, человек вдруг становится мрачным, а другой не может найти этому объяснение. Да и сам человек может не понимать, что с ним. Подобные перепады настроения и замкнутость нарушают коммуникацию и отнюдь не способствуют взаимопониманию. Оба партнера стараются не “копать” глубоко, боясь, что будет еще хуже. Однако замалчивание тех или иных тем в общении людей друг с другом сводит постепенно это общение на нет и выхолащивает отношения.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ делая мир полосатым, черно-белым, не позволяет видеть ни мир, ни отдельного человека, ни самого себя с различных сторон. При этом каждый раз будет воспринимазься либо нехативная сторона человека или мира, либо они будут восприниматься восторженно, как нечто совесршенное и идеальное. Такая искаженная КАРТИНА МИРА будет провоцировать конфликты, вспышки АГРЕССИИ и ненависти, чередующиеся с порывами восторга и умиления.

ОТРИЦАНИЕ приводит к игнорированию неудобной или пугающей действительности, важных, но неприятных черт другого человека и своих собственных “неприемлемых” свойств. Ясно, что мезчеловеческие отношения в таких условиях будут также искажены, так что ПОНИМАНИЕ другого окажется невозможным.

ДИССОЦИАЦИЯ приводит к смещению ФОКУСА ВНИМАНИЯ с целых пластов РЕАЛьНОСТИ или сознания (включая мысли и переживания), вызывающих тревогу, на нечто более “безопасное” (как, например, собственное тело), так что человек (в выраженных случаях) будет как бы отсутствовать в “здесь и сейчас”, формально присутствуя там своим телом. Продуктивный контакт с таким человеком будет весьма затруднен или попросту невозможен. Мало того, диссоциированные мысли и переживания, живущие своей жизнью в подсознании, будут оказывать (часто не осознаваемое человеком) влияние как на поведение человека, так и на его восприятие реальности.

ВРЕМЕННАЯ ДИССОЦИАЦИЯ, являющаяся одной из форм подобных методов защиты, проявляет себя в соскальзывание фокуса внимания на ФАНТАЗИИ, СТРАХИ и заботы.

Защитный механизм, именуемый ВСЕМОГУЩЕСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, может существенно влиять на восприятие человеком своего мира и других людей. Ощущая собственное всемогущество, человек может не только смотреть на других людей свысока, но и начать презирать их, унижать их достоинство, пытаться МАНИПУЛИРОВАТЬ ими. Надо подчеркнуть, что человек презирает при этом и правду жизни, если она противоречит его КАРТИНЕ МИРА. В этом – причина ошибок как в  отношениях с другими людьми, так и в принимаемых решениях и осуществляемых выборах. Переоценивание человеком собственных возможностей и способностей, уверенность, что он способен на все определяет МАНИАКАЛЬНЫЙ характер этой защиты.

ЗАЩИТА ЧЕРЕЗ ОБЛАДАНИЕ делает человека негибким, превращает его в раба своего “имения” – будь то нечто материальное или же другие люди. При подобном подходе к отношениям мы будем иметь дело с вещными отноишениями. При этом человекбудет рассматривать другого как некую вещь, способную служить его ИНТЕРЕСАМ, удовлетворять те или иные ПОТРЕБНОСТИ. Отношения превращаюстя в обмен людьми “товарными свойствами”, которыми каждый из них обладает с точки зрения другого. Об этом мы говорим подробнее в статье ЭКОНОМИКА ОТНОШЕНИЙ.

Интеллектуальные формы защиты (как ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ, так и МОРАЛИЗАТОРСТВО) влияют на отношения между людьми. Человек пытается с помощью этих защит объяснить и себе, и другим и правильность того или иного выбора, решения, и обосновать свою правоту, и успокоить свою СОВЕСТь, и подогнать свою систему ЦЕННОСТЕЙ под складывающиеся обстоятельства, под актуальные ЖЕЛАНИЯ, которые человек хочет во что бы тон и стало реализовать.

Попытки с помощью морализаторства навязать свою точку зрения другим людям оказываются весьма отягощающим обстоятельством в межчеловеческой КОММУНИКАЦИИ. Человек буквально подвергает другого “бомбардировке”, которая призвана изменить его отношение к тому, что человек делает, что он хочет или требует.