quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Тревога успеха

Многие авторы относят тревожные состояния в связи с успехом к описанному „КОМПЛЕКСУ ИОНЫ“. Я думаю, что здесь следует рассмотреть феномен “нежелания” или избегания успеха в более узком смысле, так сказать „в чистом виде“.

Под успехом мы будем понимать здесь как внешние достижения, так и позитивные внутренние ощущения и изменения (например, испытываемую РАДОСТЬ от жизни в целом или удовольствие от занятия каким-то делом).

Почему же человек испытывает тревожность, если ему предстоит успех или он уже “случился”? Чтобы с этим разобраться, важно понять, почему же некоторые люди так боятся выделиться.

***

Как утверждает Карен Хорни, „страх перед собственным торжеством“, перед успехом подобен страху появления на сцене, когда человек оказывается в свете прожекторов, и на него устремлены тысячи глаз. Тогда невозможно больше спрятаться и ощущать себя в безопасности, которая столь необходима такому человеку. Успех любого рода выводит человека на передний край, и тем самым человек выделяется из массы, отделяется от неё, становится уязвимым. Для таких людей успех и ощущение безопасности обратно пропорциональны. Они опасаются различных неприятностей, которые повлечет за собой их успех: зависть, ссоры, конфликты, новые нагрузки и т.д..

Если человек осознаёт свой страх, то, утверждает далее Карен Хорни, он обычно выносит его вовне (ПРОЕКЦИЯ). Так, если человек сам себя презирает, „он может реагировать страхом быть смешным: люди сочтут, что это смешно, если он вступит в дискуссию, выставит свою кандидатуру на какую-либо должность или дерзнет написать что-либо“.

Поэтому таким людям свойственно принижать собственный успех, который, по их мнению, ничего не стоит в сравнении с тем, что могло бы быть сделано или что сделано другими, или что они сами действительно должны были бы сделать. Это, можно сказать, голос их ГОРДЫНИ.

***

Такие люди убеждены, что они „не имеют права“ на удачу, достигнутую по собственной инициативе и собственными усилиями. Как пишет Карен Хорни, „любое желание, любое стремление, любой порыв к большему ощущается ими, как опасный или безрассудный вызов СУДЬБЕ. Они могут делать все, но только если это НУЖНО, если они обязаны“. В остальном они руководствуется идеологией смирения и сверхскромности, о которой мы уже говорили в главе о ТРЕВОГЕ ПОТЕРИ ЛЮБИМОГО. Как только поведение человека нарушает его представления о собственной скромности, прорываются иррациональные опасения, от которых его эта сверхскромность защищает.

***

„Существующие ценные качества или достижения могут косвенно признаваться, но не переживаются эмоционально („радоваться нельзя!“); свидетельства собственной привлекательности и популярности, даже просто хорошего отношения со стороны окружающих вызывают у них тревогу и напряжение“, - пишет Хорни.

Даже испытывая приятные ощущения, удовольствие (например, читая интересную книгу, любуясь природой во время прогулки, слушая музыку, смеясь шутке и т.д.), такие люди невольно думают о других людях. Например, о том, что они должны были бы именно сейчас сделатьдля них что-то хорошее - а раз они этого не сделали, то нельзя позволить и себе даже минимальной радости. Или же, может, другие люди сейчас лишены возможности радоваться – так как же он может себе это позволить!!! Все это неминуемо рождает ЧУВСТВО ВИНЫ и вызывает новый виток депрессивных реакций.

***

Зависимость от других людей – ещше одна важная тричина рассматриваемого вида тревоги.

Так, Карен Хорни подчеркивает, что „общение с теми, от кого они как-то зависят (или даже думают, что зависят) - от начальства до воспитательницы детского сада, куда ходит их ребенок - нередко делает людей очень скованными“.

Успех, по словам Ялома, будит страх лишиться магической зашиты от боли и одиночества, который человек получает, будучи встроен в ОТНОШЕНИЯ с другими, ибо человек своим успехом как бы превосходит других. Достижение успеха в своём внешнем проявлении означает, что человек выкристаллизовывается из „растворенности“ в массе и из пассивного состояния переходит в состояние творца.

Тем самым он выделяется из своего окружения. Лишаясь такого покровительства людей, превосходящих его ("всесильных" родителей или партнеров), или слияния с массой равных ему (семья, братья, друзья), человек становится сам себе “отцом”. Он оказывается один на один с миром и собой, что вызывает усиление ТРЕВОГИ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА. Тревога успеха в этом случае может означать тревогу индивидуации, то есть СТАНОВЛЕНИЯ СОБОЙ. Это то, что Отто Ранк называл “страхом перед жизнью“ - страх быть индивидуальностью, выделиться из массы, продвинуться вперед, утвердить и реализовать себя.

Выделение из массы пугает таких людей возможностью разрыва отношений с другими или разрушением гармонии этих отношений. Противосилы, действующие в душе человека, не разрешают ему наслаждаться успехом, да просто радоваться чему-то, и тянут его обратно – в растворённое состояние, в гармонию – не брезгуя никакими способами: внутренние голоса на все лады клеймят, ругают и пугают человека, заставляя его наказывать самого себя за успех, за радость, за наслаждение.

Такие люди, ко всему, не могут переносить комплименты. Они их страшно смущают и вызывают порой целый поток “оправданий” в виде самокритики или перечисления собственных неудач и ошибок, а также уверения в собственной “непричастности” к тому, что ему хорошо удалось.