quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Любовь, ненависть и агрессия

„Внутривидовой агрессии без ее контр-партнера, без любви,
бывает сколько угодно;
но любви без агрессии не бывает“
Конрад Лоренц

Внутривидовая агрессия на миллионы лет старше личной дружбы и любви, подчеркивает этолог Конрад Лоренц: „Существуют  животные,  которые полностью лишены внутривидовой агрессии и всю жизнь держатся в прочно связанных стаях. Можно было бы думать, что этим созданиям предначертано развитие постоянной дружбы и братского единения отдельных особей. Но как раз у таких мирных стадных животных ничего подобного не бывает никогда. Их объединение всегда совершенно анонимно. Личные узы, персональную дружбу мы находим только у животных с высокоразвитой внутривидовой агрессией, причем эти  узы  тем прочнее, чем агрессивнее соответствующий вид… Общеизвестно, что волк – самое агрессивное животное из всех млекопитающих; он же - самый верный из всех друзей“.

В каждой настоящей любви спрятан такой заряд латентной агрессии, замаскированной узами  партнеров, что при разрыве этих уз возникает тот отвратительный феномен, который мы называем НЕНАВИСТЬЮ. Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви!

Любовь и ненависть соседствуют близко. Ведь объект любви почти всегда бывает и объектом агрессии. Отсюда понятна чрезвычайная ожесточенность супружеских ссор, нередко сопровождающихся битьем посуды, драками и даже смертоубийством, поскольку ненависть, в отличие от обычной агрессии, бывает направлена на конкретного индивида, в точности как и любовь. Конрад Лоренц считает любовь предпосылкой появления ненависти: „по-настоящему ненавидеть можно, наверное, лишь то, что когда-то любил, и все еще любишь, хоть и отрицаешь это“.

Мы рассматривали ненависть в разделе о ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ не случайно. Ведь объект любви нередко становится как бы объектом обладания того, кто любит. И малейшие (даже лишь кажущиеся) попытки нарушить священную неприступность собственности вызывают вспышку ярости и гнева, чтобы справиться с беспокойством по поводу такой вопиющей “несправедливости).

Другой аспект ненависти в любви связан с переживанием угрозы собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. Если объект любви становится важнейшей составляющей структуры собственного Я, то “изменения” объекта (например, степени его расположенности и проявления им позитивных чувств) вызывают сильнейшую тревогу и попытку силой (агрессивно) вернуть статус кво в отношения с этим объектом – и, тем самым, в собственную идентичность вернуть в состояние целостности и незыблемости.

Нередко мы сталкиваемся с тем, что человека оказывается несогласен с тем, что и ОДИНОЧЕСТВО, и выстраиваемые отношения не соответствуют неким стандартам, которые он принимает за незыблемые. Любое расхождение действительности с его представлениями и УБЕЖДЕНИЯМИ могут восприниматься как НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

В переживании несправедливости и в стремлении отстоять то, что "должно быть" (то есть отношения "должны" соответствовать представлениям человека о них), находятся истоки таких чувств как ЯРОСТЬ и ГНЕВ, часто сопровождающие ЗАВИСИМЫЕ отношения. Именно борьбой "за справедливость" в отношениях можно объяснить, что любовь поворачивается своей темной стороной. Отсюда и расхожая формула: "от любви до ненависти только шаг".

Отто Кернберг указывает на то, что "страстная любовь может внезапно обратиться в такую же страстную ненависть", если у одного или у обоих партнеров включаются механизмы РАСЩЕПЛЕНИЯ. Этот механизм "заставляет" видеть другого человека не во всей совокупности его свойств и качеств, а лишь односторонне, в черно-белом свете.

Причина этого в том, что ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. А ВНУТРЕНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ в данном случае такова, что в САМОСТИ человека отсутствует интеграция "хороших" и "плохих" (преследующих) объектов. "Хорошие" объекты переносятся (ПРОЕЦИРУЮТСЯ) на партнера по отношениям, который ПРИМИТИВНО ИДЕАЛИЗИРУЕТСЯ, что мы наблюдаем в благоприятной фазе отношений. Восприятие же партнера в другое время через проекцию "плохих" объектов превращает его в воплощение всего самого ужасного и отвратительного на свете. Отсюда - НЕНАВИСТЬ и АГРЕССИЯ по отношению к нему.

Одной из причин "недоброго" отношения к партнеру противоположного пола Карл-Густав Юнг считает влияние находящегося в самости каждого человека некоего "существа" противоположного пола (мужской анимус у женщины и женская анима у мужчины), которое ревниво относится к любовному партнеру человека, вызывая агрессивные по отношению к нему проявления.

Юнг подчеркивает, что действие анимы и анимуса на ЭГО (Я) „крайне трудно устранить, ибо оно обладает необычайной силой и мгновенно наполняет эго-личность несокрушимым чувством правоты и праведности“. Другой причиной столь мощного их воздействия состоит в том, что они ПРОЕЦИРУЮТСЯ на внешние объекты, тем самым оказываются заключенными уже в объективных ситуациях, проявляясь несколько по-разному у мужчин и женщин.

"Если облако "ожесточенности", окутывающее мужчину, состоит главным образом из чувствительности и раздражения, то у женщины оно выражает себя в виде упрямых мнений, предвзятых интерпретаций, инсинуаций, непонимания", - пишет Юнг. Все это, по его словам, направлено на то, чтобы разрушить отношения двух человеческих существ ("иногда эта цель успешно достигается").

Проявлением агрессии внутри пар можно назвать ссоры. Спонтанно возникающие ссоры могут провоцироваться неким скрытым (порой даже неведомым самому человеку) МОТИВОМ или конфликтом. Мотив может толкать человека, например, на восполнение ДЕФИЦИТОВ, на преодоление ощущаемой несправедливости в отношениях, на реализацию не осознанных человеком потребностей или желаний.

Бывают и искусственные ссоры, которые возникают по ничтожным поводам. Нередко не до конца осознанно вызванные ссоры могут служить для самооправдания (например, при ощущении определенной ВИНЫ) или с целью переложить ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на другого. Цель таких действий - МАНИПУЛИРОВАНИЕ партнером.

Вполне НАМЕРЕННО (и чаще не менее осознанно) спровоцированные ссоры могут служить для отвлечения внимания партнера с целью сокрытия нелицеприятных мотивов или желаний, или уже совершенных поступков. 

Разрешением конфликта любви и ненависти Отто Кернберг считает нежность, которая отражает способность к интеграции любви и агрессии в отношениях и включает элемент ЗАБОТЫ по отношению к объекту любви, который должен быть защищен от опасной агрессии.