quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Идеальная самость - идеальное Я

Представление о том, кем человек хотел бы быть, Карл Роджерс назвал «идеальной самостью». Как и самость реальная, идеальный образ себя – это не нечто неизменное, а структура подвижная, постоянно подверженная переосмыслению и переопределению. Такой образ будущего может стать мощной мобилизующей силой, помогая человеку строить планы, определять цели и направления движения.

Роджерс утверждал, что, хотя идеальная самость непременно требуется человеку для планирования своего будущего, в то же время, значительное отличие идеальной самости от самости реальной будет не помогать, а препятствовать росту, потому что усилия человека в этом случае будут направлены на поддержание и защиту своего идеального образа, который превращается в нечто самодовлеющее и статичное, уводящее человека от объективного восприятия как самого себя, так и окружающей реальности (см. Тщеславие как иррациональность и некритичность).

Согласно Карен Хорни, „идеальное я – это тот человек, который живет в нашем иррациональном воображении, или тот, которым нам НАДО быть, согласно предписаниям нашей невротической гордости“. Этот образ очень рано замещает собою образ „Подлинного Я“, вытесняя его вместе с живыми и непосредственными желаниями и импульсами глубоко в подсознание, если ребенок наталкивается на непреодолимые препятствия, мешающие проявлению своего „подлинного Я“.

Постепенно на место ПОДЛИННОГО Я приходит ИДЕАЛЬНОЕ Я. Ребенок, испытывающий дефицит любви или гонимый и обижаемый, прячется в спасительные ФАНТАЗИИ о собственном могуществе и величии. Он все больше уверивается в своих фантастических представлениях о себе, например, что он обладает качествами, способными компенсировать ему обиды, дефициты и страхи. Но, пожалуй, главная задача этого процесса - показать всем тем обидчикам, которые отвергали, мучали ребенка или смеялись над ним и его слабостями и недостатками, что он из себя "на самом деле" представляет. Так развивается ГОРДЫНЯ.

При этом человек отчуждается и от своего реального (наличного Я), и от давно вытесненного потенциального Я (то есть того Я, которое могло бы проявиться в процессе СТАНОВЛЕНИЯ подлинного Я). Несоответствие реального и подлинного Я идеальному представлению человека о себе заставляет его презирать себя - такого, каков он есть.

***

Идеальное представление о самом себе может быть тесно связано также с ИДЕАЛАМИ, господствующими в обществе или в отдельных его группах, и которые человек принимает и разделяет. В этом случае человек расширяет и укрепляет фундамент своей ИДЕНТИЧНОСТИ.

Во-первых, человек идентифицирует себя с другими сторонниками этих идеалов. Его САМООЦЕНКА существенно повышается (но, понятно, не за счет внутренних, а за счет внешних факторов).

Во-вторых, служение внешним идеалам придает СМЫСЛ человеческой жизни, заряжая его небывалой энергией и ВООДУШЕВЛЕНИЕМ. Это настолько важно для человека, что он начинает идентифицировать себя со своим идеалом. Его тщеславие получает мощную подпитку от некой абстрактной идеи, которая, чаще всего, на поверку оказывается УТОПИЕЙ. То есть человек, служа идеалу, бессознательно обманывает сам себя.

***

Смысл саморазвитиа, становления собой состоит в развитии и в реализации собственных задатков и потенциалов. "Игнорировать собственные потенциалы, игнорировать себя подлинного - это все равно, что продать душу дьяволу", - считает Карен Хорни. А Карл Роджерс заявляет, что если человек решает быть не самим собой, а чем-то другим, то он рано или поздно будет жестоко разочарован.

Ирвин Ялом также подчеркивает, что человек, живущий неполно, не реализующий собственные потенциалы, предает свою природу и непременно столкнется с чувством ЭКЗИСТЕНЦИАЛьНОЙ ВИНЫ. Именно это чувство экзистенциальной вины указывает нам на то, что мы делаем из себя не то, чем мы могли бы и должны бали бы стать. И если мы будем внимательны к своим чувствам и честны с самими собой, то чувство экзистенциальной вины укажет нам путь к самим себе.