quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

"Комплекс Ионы"

„Если вы намеренно собираетесь стать
менее значительной личностью,
чем позволяют вам ваши способности,
вы будете глубоко несчастливы всю жизнь“
Абрахам Маслоу


Рост и становление - эти естественные составляющие бытия человека - основаны на СВОБОДНОМ выборе целей, ведущих к реализации человеком своего фундаментального проекта (то есть образа самого себя, того, каким человек может и должен стать). Движение к этим целям требует от человека решимости и энергии.

Как мы уже не раз видели, на этих путях человек постоянно испытывает тревогу. Поэтому еще одним условием становления является мужество, выводящее человека из уютного и безопасного укрытия на просторы его бытия, где человек оказывается один на один со своим собой и со своим бытием.

Ролло Мэй отмечает, что важнейшим условием свободы и роста человека является сознавание себя и конфронтация с самим собой. Далее он подчеркивает, что для выполнения этого условия требуется "принятие ответственности и чувства одиночества, которое влечет за собой эта ответственность, a также отказ от детского всемогущества и принятие того факта, что никогда не будет абсолютной уверенности в тех решениях, которые, так или иначе, предстоит принимать".

Абрахам Маслоу утверждает, что стремление человека к самоактуализации (к реализации своих потенциальных возможностей, становление самим собой - тем кем человек может стать) является глубинным и свойственным каждому человеку стремлением.  В то же время, человеку свойственно искать в своей жизни большей уверенности и безопасности. Если это стремление побеждает, то стремление к росту и становлению может оказаться приторможенным или вовсе подавленным.

В этом случае человек будет довольствоваться достигнутым положением вещей в своем собственном развитии. Он будет ходить по замкнутому кругу проторенных дорог, применяя готовые и проверенные способы решения проблем, с которыми он сталкивается, а его неиспользованные и даже неопробованные способности будут пылиться где-то в плотно закрытых чуланах.

Вот тут мы подходим вплотную к тревоге роста, проявляющейся в описанном Абрахамом Маслоу "комплексе Ионы".

Иона - это пророк, которому Бог дал задание проповедовать в Ниневии. Иона испугался этого опасного задания, потому что жители Ниневии казались ему чрезвычайно опасными, а он не верил в то, что он сможет своей проповедью отвратить их от греха, в котором те погрязли.

И Иона попытался скрыться, бежать подальше от этого города, чтобы не выполнять возложенную на него миссию. Он претерпел немало мытарств на путях своего бегства - был даже проглочен китом. Однако кит изверг Иону из своего чрева прямо у берегов Ниневии. Так что Ионе не оставалось ничего другого, кроме как выполнить поручение Господа.

Маслоу использовал образ Ионы, чтобы наглядно показать, что рост и самоактуализация являются как бы заданием, миссией человека в его жизни. Импульсы к реализации собственных задатков никогда не оставляют человека в покое, толкая его к вершинам его возможностей.

СТАНОВЛЕНИЕ СОБОЙ как проявление СВОБОДЫ требует от человека ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждый свой выбор. В конце концов, человек в своем свободном выборе отвечает за собственную судьбу.

В этой связи Маслоу подчеркивает, что процесс самоактуализации и становления — весьма болезненный. Он требует от человека постоянный готовности рисковать, ошибаться, отказывается от старых привычек. Процесс роста всегда сопряжен с неопределенностью и неизвестностью, потому и воспринимается людьми зачастую как небезопасный, порождающий тревогу.

Поэтому многие люди предпочитают росту (фактически - движению в неизвестность) некий минимум стабильного благополучия, безопасности и защищенности. И ради этого, человек совершает, по словам Эриха Фромма, «бегство от свободы», довольствуясь достигнутым, ревностно оберегая свои старые привычки, упорно придерживаясь привычного стиля поведения и отказываясь от реализации своих задатков и способностей, - по сути, отказываясь расти.

Характеризуя "комплекс Ионы", Маслоу пишет: ««Люди, которых мы называем «больными», — это люди, которые не являются тем, кто они есть, это люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть человеком... Все мы обладаем неиспользованными или не полностью развитыми способностями, и совершенно очевидно, что многие избегают призваний, которые им подсказывает сама природа… Часто мы уклоняемся от ответственности, продиктованной, точнее предложенной природой, судьбой, а иногда и просто скучаем, и, подобно Ионе, тщетно пытаемся избежать своей судьбы… Мы не только амбивалентно относимся к своим высшим возможностям, но находимся в постоянном, универсальном, даже необходимом конфликте и двойственном отношении к этим возможностям".

Важным компонентом развития "комплекса Ионы" является нечто подобное "комплексу неполноценности". Абрахам Маслоу так описывает причины этого "комплекса неполноценности": "мы, бесспорно, любим и восхищаемся всеми, в ком воплощается истина, добро, красота, справедливость и успех. И в то же время они вызывают у нас чувство неловкости, тревоги, смущения, возможно зависти или ревности, определенное ощущение собственной неполноценности и несовершенства».

Маслоу считает, что человек, на контрасте с вызывающими ЗАВИСТЬ достоинствами другого, начинает сомневаться в своих собственных способностях и достоинствах, не верит в свои силы и в возможность успешно применить свои задатки, и отказываясь от их применения при малейшей возможности. По сути, речь идет о защите своей ГОРДЫНИ.

Поэтому Абрахам Маслоу утверждает, что одним из способов совладания с "комплексом Ионы" является осознание своего бессознательного «страха и ненависти к правдивым, добродетельным, красивым и т.д. людям; если вам удастся научиться любить высшие ценности в других, это может привести к тому, что вы полюбите их в самих себе, и не будете больше их бояться».

Одной из форм описываемой здесь тревоги является тревога, возникающая в процессе терапии. По словам Карен Хорни, пациенты испытывают нередко страх, связанный с шагами вперед в терапии: “Это реалистичный страх не справиться с жизнью без подмоги невроза. Ведь невротик – это вообще-то ВОЛШЕБНИК, живущий силой своего волшебства. Каждый шаг к САМООСУЩЕСТВЛЕНИЮ означает таяние волшебных сил и переход на те, какие есть в нем на самом деле“.