quote Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности,
человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? –
что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн

Привязанность

Под привязанностью следует понимать не только желание и стремление человека установить контакт и близость с конкретным другим человеком (объектом привязанности). Джон Боулби отмечал, что именно поиск уверенности и безопасности толкает человека к другому человеку, особенно проявляясь перед лицом тревоги или переживания угрозы собственной безопасности. Еще следует подчеркнуть, что именно отсутствие или недосягаемость объекта привязанности служит причиной тревоги. Привязанность позволяет ребенку ощущать свою включенность в систему ОТНОШЕНИЙ и не чувствовать одиночество, а также, ощущая безопасность, уверенно исследовать окружающую реальность.

Привязанность, которая, можно сказать, избавляет младенца и ребенка от ТРЕВОГИ ОДИНОЧЕСТВА, начинает формироваться очень рано. Ведь младенец с самого рождения является социальным существом, ищущим близости и эмоционального контакта с окружающими. Еще не умея анализировать и сопоставлять события и явления, он обладает неким инстинктивным представлением о том, как взрослые должны с ним обращаться. Видимо, восприятие обратной связи между той или иной своей потребностью и реакцией взрослых на нее позволяют младенцу формировать ожидания от контакта со значимыми взрослыми. Конечно, это еще не те ОЖИДАНИЯ, которые свойственны уже более зрелому сознанию. Но именно эти ожидания младенца, наряду с зарождающейся и постоянно развивающейся по мере взросления системой эмоций мыслей, воспоминаний, убеждений и моделей поведения в отношениях с другими, являются одной из важных основ сложной системы взаимоотношений ребенка и взрослого, формирующей привязанность.

Эта система, называемая „внутренней моделью“, помогает ребенку регулировать свои эмоции и поведение во взаимоотношениях со взрослыми, понимать и предсказывать поведение значимых взрослых – объектов привязанности. Внутренняя модель оказывает существенное влияние на социальное поведение ребенка (а позже – и взрослого человека), на восприятие им себя в своем социальном окружении, мира других людей, а, значит, и на переживание им своего экзистенциального одиночества и попытки совладания с ним. Более того, Джон Боулби, изучавший привязанность, отмечал, что если дети испытывают уверенность в процессе воспитания в том, что их объект привязанности надежен и доступен в нужный момент, то они менее склонны к тревожности и страхам по сравнению с теми, кто рос в состоянии большей или меньшей неуверенности.

Упомянутые первичные ожидания ложатся в основу ожиданий взрослого уже человека в отношение других людей: опыт отношений, пережитый в прошлом, будет в той или иной мере проецироваться и на текущую ситуацию и проявляться позитивными или негативными ОЖИДАНИЯМИ (например, ожидание безусловного приятия и безоговорочной поддержки или, напротив, ожидание отвержения).  Таким образом, можно утверждать, что опыт взаимодействия ребенка и взрослых в рамках отношений привязанности закрепляются в его памяти (в том числе и эмоциональной памяти), в объектах САМОСТИ, способствуя формированию его ИДЕНТИЧНОСТИ и структуры характера и развитию личности.

Итак, стремление к привязанности можно считать одной из важнейших МОТИВОВ поведения человека с самого раннего детства. Это стремление проявляется в особом поведении, направленном на "завоевание" и удержание объекта привязанности или сохранение близости с ним. Ответное поведение объектов привязанности способствует формированию у ребенка определенного СТИЛЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, который отражается на характере межчеловеческих отношений, на способности к самостоятельному существованию и регулированию уровня тревожности. Стиль привязанности ребенка может оказывать существенное влияние на формирование стиля привязанности во взрослой жизни.