quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Воля

В основе СВОБОДЫ лежит выбор, решение поступок. Без поступка нет свободы. Свобода и есть, по сути, поступок, направленный на достижение той или иной цели, которую человек себе свободно выбирает.

Конечно, на путях к целям человек испытывает тревогу непредсказуемого: ведь никто не может заранее и абсолютно знать, к чему приведут его поступки, какие опасности и препятствия ожидают его на этом пути. Но, как говорит Милорад Павич, «если ты движешься в том направлении, в котором твой страх растёт, - ты на правильном пути».

Воля представляет собой побуждающую и движущую силу человеческого поступка.

Любое действие человека является, в конечном счете, волевым актом. Исключениями являются лишь действия, совершенные человеком, который не в состоянии критически мыслить, принимать разумные решения и сопротивляться опасным или нежелательным внешним или внутренним побуждениям (например, тяжелые травмы или общие заболевания, отравления, воздействие алкоголя и наркотиков, состояние гипноза, деменция, - короче, любые состояния, которые воздействуют на сознание человека и на его способность делать разумный выбор).

Попробуем разобраться, что же представляет собой воля.


ВОЛЯ КАК „ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ“

Не пугайтесь – речь не идет о предсмертной просьбе. Просто Томас Гоббс считает волей "последнее желание или отвращение в процессе обдумывания, непосредственно примыкающее к действию или отказу от действия". Он подразумевает под волей именно действие, произвольный акт, а не некую потенциальную способность действовать. Иными словами, воля проявляется в произвольном (свободном) действии или в отказе от действия (что также является свободным поступком). "Произвольными являются не только действия, имеющие своей побудительной причиной корыстолюбие, честолюбие, сладострастие или другого рода желания предполагаемой вещи, но и действия, происходящие из отвращения или боязни последствий, связанных с воздержанием от действия", - пишет Гоббс.

В любом случае – делает ли человек шаг в направление своей желанной цели или избегает чего-то – речь можно вести о желании: в первом случае, о желании позитивном (овладение желанным), в другом – о негативном (избегание нежелательного или опасного). То есть действие человека запускается одним из видов „последнего желания“.

В русском языке вместо теперешнего “желать, хотеть” раньше говорили “ИЗВОЛИТЬ“. Это понятие отражает соотношение желания и воли, как запускающих механизмов действия, поступка.

Ролло Мэй также считает, что желание является предшественником воли. В то же время, Ролло Мэй подчеркивает, что „воля лишь отчасти является результатом желания; скорее, желание без наличия воли никогда не проявляется в полную силу“. Воля и желание взаимообогащают друг друга:

«Желание дает воле теплоту, содержание, воображение, детскую игру, свежесть и богатство. Воля дает желанию самонаправленность, зрелость. Без желания воля теряет свою жизненную силу, свою жизнеспособность и склонна угаснуть в самопротиворечии. Если у вас есть только воля и нет желания, вы – сухой человек. Если у вас есть только желание и нет воли, вы – одержимый, несвободный, инфантильный человек, взрослый, остающийся ребенком, который, соответственно, может превратиться в человека-робота».

Желание, считает Мэй, "это признание того, что мы хотим, чтобы будущее было таким-то и таким-то, это способность проникнуть глубоко в себя и заполнить себя стремлением изменить будущее". Чтобы это желание осуществилось, необходимо некое осмысленное действие. Через волю человек проецирует себя в будущее (по сути - к целям своего СТАНОВЛЕНИЯ), а желание – начало этого процесса. Ролло Мэй подчеркивает, что желания отличаются от потребностей в одном важном отношении: желания наполнены СМЫСЛОМ, поскольку они направлены на конкретные значимые для человека цели.

Если действие возникает без желания, то "волеизъявления" также нет, а есть только импульсивная деятельность, заявляет Ирвин Ялом. Человек своим желанием запускает волевой акт, а затем через выбор приходит к решению, как поступить.

Ялом подчеркивает, что „человек только тогда может действовать для себя, когда имеет доступ к своим желаниям. Если он испытывает недостаток в этом доступе, он не может проецировать в будущее, и ответственный волевой акт умирает при рождении. Как только желание становится явным, оно запускает процесс волеизъявления, в конце концов трансформирующийся в действие“.

Между желанием и действием, отмечает Ялом, всегда стоит обязательство. Человек как бы заносит в свой „внутренний протокол“ свое НАМЕРЕНИЕ сделать то-то или то-то.

Хотя волевой акт совершается в результате свободного решения человека, базирующегося на „последнем желании“, Томас Гоббс подчеркивает, что воля совсем не обязательно является разумным желанием:  "если бы это было так, то не могло бы быть произвольного акта, противоречащего разуму".


ВОЛЯ И СОЗНАНИЕ

Свобода, как мы уже отмечали, не исключает предопределенности каждой конкретной ситуации (МАТРИЦА СУДЬБЫ). То есть поведение человека всегда в той или иной степени детерминировано - находится под влиянием тех или иных внешних и внутренних обстоятельств. Однако воля не перестает быть свободной, так как именно сознание человека определяет, как и на что реагирует человек, какие обстоятельства он использует, чтобы двигаться к своим целям, а какие ему следует нейтрализовать, избегать или игнорировать.

Но даже потребности, вызывающие к жизни целенаправленное поведение человека, не могут непосредственно влиять на прявления его воли, которая хотя и связана с желаниями, не вытекает напрямую из них. Как пишет С. Л. Рубинштейн, "волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя из побуждений, направляется на осознанную цель".

Чтобы достичь определенных целей, человеку приходится осознавать свои желания и потребности, сопоставлять и выбирать возможные пути и способы достижения этих целей, предвидеть последствия и оценивать результат своего свободного волевого действия, сопоставлять результат с целью, на которую было направлено действие. В своем сознании человек констатирует удачу или неудачу своего действия, переживает свой успех или неуспех. Таким образом, воля представляется неким синтезом эмоционального и интеллектуального.

Кроме того, в своем свободном поведении человек не может игнорировать то, какие последствия оно может вызвать в его социальном окружении. Как отмечает Рубинштейн, "возникновение воли неразрывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно - произвольно - определяет свое поведение и отвечает за него. Таким субъектом, способным к самосознанию и самоопределению, человек становится через осознание своих отношений с другими людьми".


ВОЛЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕРЕМЕН

Ханна Арендт, называющая волю "органом будущего", отмечала два подхода к пониманию воли.

С одной стороны, воля - это "способность выбора между объектами и целями, действующая в качестве арбитра между данными целями и свободно взвешивающая средства их достижения".

С другой стороны, волю можно понимать как "способность спонтанно начинать последовательность действий во времени" (согласно Канту) или как "способность человека к начинанию, основанную на том, что он сам – начало" (по Августину).

В любом случае, воля устремляет человека к достижению целей, лежащих в будущем. Она является решаюшим фактором при переводе равновесия текущей ситуации человека в процесс изменения, переживаемый как решимость.

Проявление воли, заявляет Ролло Мэй, это не только энергия и решимость, но и потенциал, тесно связанный с будущим.


ВОЛЯ И РЕШИМОСТЬ

В обыденной жизни человек не осознает часто свою СВОБОДУ и то, что все его поступки являются волевыми актами: все идет как бы по накатанной колее, человек действует, даже не замечая, что он принимает решения и осуществляет выборы. Это подчеркивает лишь, что волевое решение не есть непременно нечто, что требует от человека приложения каких-то чрезмерных усилий.

Артур Шопенгауэр пишет по этому поводу: "Как поток не образует водоворота, пока не встречает препятствий, точно так же и мы, по свойствам человеческой и животной  природы, не замечаем и не вникаем во все то, что делается сообразно с нашею волею. Чтобы обратить наше внимание, необходимо, чтобы  обстоятельства слагались не сообразно  с нашею волею, а натолкнулись бы на какое-нибудь  препятствие. Все, что противоречит нашей воле, идет ей в  разрез и противодействует, следовательно, все, неприятное и болезненное,  мы чувствуем непосредственно, немедленно и весьма ясно".

Чтобы выжить и выполнить свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, любое живое существо должно пробиваться сквозь всевозможные препятствия. Воля может пониматься поэтому как призыв, побуждающий человека к преодолению препятствий, лежащих на пути к реализации его желаний. Воля при этом будет поддерживаться и укрепляться решимостью, эмоциональным состоянием, отражающим готовность человека к действию.


ВОЛЯ, ЛЮБОПЫТСТВО, ИНТЕРЕС

Человеку, как и любому живому существу, свойственны импульсы и стремления к открытию нового. Этого требует от человека его природа. Исследуя мир, человек открывает новые возможности для выполнения своего предназначения. Именно любопытство и интерес обеспечивает устремленность человека в будушее (“а что там дальше, за горизонтом?”).

Воля способствует реализации перемен, следовательно, она сопутствует интересу и любопытству, всему, что ведет к познанию. В то же время, воля стимулируется интересом и любопытством, и это можно (и важно) использовать в ситуациях, когда, казалось бы, человек полностью парализован и не в состоянии действовать. Волю нельзя создать, но ее можно освободить, подчеркивает Ирвин Ялом.


ВОЛЯ КАК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД

Ирвин Ялом подчеркивает, что воля – это ответственная движущая сила, ведущая человека к переменам. Воля интересуется проектами, утверждает Ялом. В этом "интересе" воля соединяется с МЕЧТОЙ, которая укрепляет и вдохновляет волю, придает энергию и РАДОСТЬ человеческим поступкам, направленным на перемены, на воплощение мечты.

Интерес отражает соответствие проектов (целей СТАНОВЛЕНИЯ) и осуществляемых перемен глубинным потребностям человека, истинным потребностям его ПОДЛИННОГО Я. Именно глубочайшим интересом к тому, что и ради чего человек сейчас делает, к каким целям он идет, объясняется то, что он буквально заряжается энергией, столь необходимой для движения к переменам.

И эта энергия (ее называют еще драйвом) заразительна: „веселой силой“, которая переполняет человека, заряжаются все причастные к тому, что человек делает. Тем самым, интерес человека передается другим людям, которые разделяют с ним радость созидания перемен.


ВОЛЯ КАК ФАКТОР НЕЗАВИСИМОСТИ И ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ НАД СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

Как мы уже не раз отмечали, человек в своем поступке и выборе всегда СВОБОДЕН. Однако в своем поведении он может ощущать себя либо независимым, то есть поступающим в соответствии со своими собственными решениями, либо зависимым от решений других людей и внешних обстоятельств. То есть человек ощущает себя либо контролирующим себя и свою жизнь, либо находящимся под чьим-то контролем.

Отто Ранк описал в этой связи три основных типа характера людей в зависимости от выраженности воли и эмоциональной сферы:

  • творческий характер;
  • невротический характер;
  • антисоциальный характер.

Люди с творческим характером имеют доступ к эмоциям и волевым актам по своему желанию. Тем самым они активно берут свою жизнь под свой контроль. Воля в этом смысле обеспечивает человеку чувство независимости и дает ему возможность контролировать свою жизнь.

Хочу подчеркнуть, что независимость я понимаю расширенно - как независимость человека от ВСЕХ внешних обстоятельств, к которым для человека относятся и всевозможные импульсы, исходящие из самых его глубин. Эти импульсы внутренни по своей природе, но внешни по своей направленности: они толкают личность к каким-то поступкам, словно некая внешняя сила.

Люди с невротическим характером имеют замедленную эмоциональную жизнь и неполный доступ к эмоциям. Человек с таким характером "не может проявлять волю без чувства ВИНЫ; ситуация может быть изменена не им самим, а только в отношениях с терапевтом, который принимает волю пациента, оправдывает ее, подчиняется ей и делает ее хорошей" (Отто Ранк).

Люди с антисоциальным характером имеют подавленную волю, они подвержены влиянию импульсов и влечений и ведомы ими. Контроль над собственной жизнью крайне ограничен.

С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что пока действия человека находятся во власти влечений, определяясь непосредственно его органическими, природными особенностями, до тех пор у него нет воли в специфическом смысле этого слова. Такой человек подвержен импульсивности.

У человека, интегрирующего социальные нормы и ценности, меняется и сама структура желаний. Как пишет Рубинштейн, такой человек „не только признает благом и целью своих действий то, чего ему непосредственно, непроизвольно хочется, но он начинает хотеть того, а не иного, потому что он проникается сознанием, что это благо, что это ценно и должно стать целью его действий...“.

Еще важный момент, который стоит упомянуть. Фридрих Ницше утверждает, что “проявлять волю – значит приказывать”, -  отдавать приказ самому себе: действовать или бездействовать в определенной ситуации, совершать или не совершать тот или иной поступок, поддаться ли импульсу или обуздать его. Отто Ранк, например, понимает под волей "позитивную направляющую организацию, которая творчески использует, а также сдерживает и контролирует инстинктивные влечения".


***


Воля, однако, может быть ложно понимаема человеком, когда он „наступает на горло“ своим насущным потребностям, не давая проявляться своей подлинной сущности. Это бывает, например, когда человек пытается искупить некую вину – часто несуществующую или ничтожную, давно всеми забытую.

Или человек, мучая себя, продолжает придерживаться давно изживших себя жизненных стратегий, боясь нарушить данное себе или кому-то обещание (причем часто этот кто-то вовсе и не знает ни о каком обещании).

Или он наказывает себя или доказывает что-то себе, например, что он сильный, терпеливый, мужественный. Такое нередко встречается, например, у пациентов с анорексией: они проявляют удивительную настойчивость, продолжая морить себя голодом.

Также в зависимых и симбиотических отношениях проявляется такая твердая, с позволения сказать, воля – в своем мазохизме человек продолжает мучительные, давно зашедшие в тупик отношения, платя болью и слезами за свои страхи и нежелание быть самостоятельным.

Понятно, что с помощью такой воли человек держит под контролем не свое становление, а сохранность того порочного круга поведенческих стереотипов, которые делают его, по сути, больным.


ВОЛЯ, СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СМЫСЛ

Возникновение воли неразрывно связано со СТАНОВЛЕНИЕМ человека как самоопределяющегося субъекта, отмечает С. Л. Рубинштейн. Такой субъект сам произвольно (СВОБОДНО) определяет свое поведение и ОТВЕЧАЕТ за него. Рубинштейн подчеркивает, что „таким субъектом, способным к самосознанию и самоопределению, человек становится через осознание своих отношений с другими людьми“.

Именно вчувствование в другого, „неделание“ другому того, что человек не желал бы самому себе является основанием ответственной воли. Ведь беспредел и вседозволенность, которые иными людьми представляются как продукт некой сверх-воли, сметающей на своем пути все преграды, никогда не может считаться пределом совершенства человеческого поведения. Люди с такой волей, скорее всего подвержены ТРЕВОГЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ. Такой человек чаще подвержен влиянию импульсов и влечений. Они, а не его воля, управляют его жизнью и формируют его СУДЬБУ.

Принятие и интеграция человеком социально значимых ЦЕННОСТЕЙ и морали (в том числе принципов СПРАВЕДЛИВОСТИ) направляет его волю на ответственные поступки, открывающие и реализующие СМЫСЛЫ (в достигаемых целях, в решаемых задачах, в отношениях, в самой осмысленной деятельности своей).

Как мы уже говорили, человек не слепо принимает общественные нормы – он сознательно и ответственно (прислушиваясь к голосу своей СОВЕСТИ) выбирает то, что соответствует его собственным моральным ценностям и убеждениям. В результате воля становится на службу становления человека, его личностного роста и развития. Таким образом, „становление воли – это становление свободно действующего и ответственного человека, способного к самоопределению“, - подчеркивает С.Л.Рубинштейн.