quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Нарциссический вождь

Убежденные в собственной исключительности и величии, люди с ПАТОЛОГИЧЕСКИМ НАРЦИССИЗМОМ чувствуют себя не только всемогущими, но и исключительными - как если бы они были лучше, чем все остальные люди (см. ГОРДЫНЯ И ТЩЕСЛАВИЕ). В то же время они живут в парадоксе: теневой стороной их чрезмерной любви к себе, грандиозности и всесилия является чувство ничтожности и «голод» любви. Время от времени этот «голод» проникает в сознание и вызывает тревогу, чувства стыда и унижения, пишет Вамик Волкан.

САМОСТЬ таких людей расщеплена на грандиозную и голодную самость, что указывает на недостаточную цельность ИДЕНТИЧНОСТИ. При этом признаки грандиозной самости проявляются открыто, а признаки „голодной“ самости всегда скрыты. „Голодная самость“ вызывает, по словам Волкана, чувства стыда, тревоги и унижения, поэтому фюрер должен всегда держать ее под контролем.


***


Нарциссическому вождю удается манипулировать внешним миром (включая сторонников и врагов) и добиться соответствия между своими внутренними ТРЕБОВАНИЯМИ и внешней реальностью, чтобы сохранить и защитить свою грандиозную самость. Кто-то из них удерживается на гребне власти и могущества всю жизнь, кто-то – лишь короткое время

Вождь может быть репаративным (исправляющим) или деструктивным (разрушающим).

Оба типа вождей опираются на рассмотренные в статье „БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ“ три составляющих групповой РЕГРЕССИИ.

•  Чрезмерное внимание «славным страницам»

• «выбранная травма»

• «чистка» внутри группы (включая слом или изменение групповых символов и ритуалов)

Однако отличие между „репаративным“ и „деструктивным“ фюрером заключается в том, каким способом приносится в жертву собственной группе какая-либо группа врагов.

«РЕПАРАТИВНЫЙ» ВОЖДЬ

«Репаративный» вождь задается целью вывести группу своих последователей и сторонников из состояния РЕГРЕССИИ. Одновременно и за счет этого, такой вождь стремится реконструировать свой внутренний и внешний мир таким образом, чтобы укрепились и его чувство самоуважения, и групповая идентичность.

Самовозвышение вождя стабилизируется желанием последователей его идеализировать и подтверждать его превосходство и совершенство. Через идеализирование групповой идентичности и отрицание потерь и унижений в прошлом такой фюрер дает группе НАДЕЖДУ и САМОЦЕННОСТЬ, играя «репаративную» роль.

Такая задача может быть решена без преследований врагов группы или несогласных. Эти репаративные механизмы основываются на противопоставлении группы и личности, прошлого и настоящего.

В то же время сохраняются или даже поддерживаются:

семья как автономная единица, внутрисемейные связи и базовое доверие между людьми;

связи между современной идеологией и многоуровневой и многоаспектной историей группы;

способность различать позитивные и негативные аспекты как своей группы, так и других групп (без разделения на «доброе» и «злое»).


„Голодная самость“ «репаративного» вождя будет приукрашиваться. Такой вождь выдумывает для себя и своих подданных высокие планки, в которых отражается его сияюющий образ. Так, например, может ставиться задача экономического роста, внутри- и межгрупповой ТОЛЕРАНТНОСТИ (терпимости).

Как правило, такой вождь обладает выраженными навязчивыми чертами, стремлением к перфекционизму. Тревога и страхи вызываются у таких людей возможностью ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ и привычного хода вещей. Тогда вся энергия пускается на создание порядка и предсказуемости (см. ТРЕВОГА БУДУШЕГО И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ). В критические периоды такой фюрер будет искать решения, базирующиеся на правилах, принципах, «моральных» нормах и ожиданиях или на внешних необходимостях, которые дают „правильные“ ответы и способствуют восстановлению теряемого контроля.

«ДЕСТРУКТИВНЫЙ» ВОЖДЬ

«Деструктивный» вождь нацеливается на массовое поражение группы противников, чтобы оказать влияние на своих сторонников и способствовать тем самым тому, чтобы они остались в состоянии регрессии. Такой фюрер, утверждает Волкан, катализирует регрессию последователей в злокачественные нарциссические механизмы через:

требование групповой, а не индивидуальной идентичности;

через деление на «плохое» и «хорошее» как внутри своей группы, так и других групп;

через поддержку лояльности группе в ущерб внутрисемейным связям, базовому доверию между родителями и детьми;

через насаждение идеологии, которая превозносит определенные аспекты истории группы, одновременно и тем самым уничтожая целостность восприятия группой как ее собственной, так и всеобщей истории.

Деструктивный вождь тоже хочет укрепить собственное самоуважение и изменить групповую идентичность – однако ценой принесения в жертву врагов. Самооценка вождя будет часто стабилизироваться за счет агрессивных атак и вызываемых ими триумфальных чувств. Такой вождь прибегает к параноидному решению сохранения своей грандиозной самости – уничтожая врагов как отражение и ПРОЕКЦИЮ своей отщепленной „голодной самости“. Тем самым он охраняет свой блистательный и безупречный образ от возможных посягательств извне.

Таким образом, он реагирует на отвергаемые аспекты своей самости не мобилизированием перфекционизма, идеализирования и КОНФОРМИЗМА со стороны последователей, а обязыванием их контролировать, преследовать и уничтожать представителей других групп, олицетворяющих эти самые отвергаемые аспекты его самости. Только безжалостное уничтожение и деморализация обесцененных других может помочь злокачественным нарциссистам сохранить иллюзию грандиозности и всемогущества.

По словам Волкана, деструктивные вожди тоже стремятся выполнять репаративные функции – в частности, повышать самоуважение поддаднных, создавая из них «малых Богов». Однако и это осуществляется за счет других групп, с которыми будут обращаться бесчеловечно и которых, возможно, будут уничтожать.

Задача этих „малых Богов“ – защита и оттенение блистательного образа фюрера. Ведь нарциссический вождь часто зависит от своих наиболее преданных последователей, которые окружают его, как бы «хрустальным шаром», чтобы защитить и сохранить его грандиозную самость, пишет Вомик Волкан. В таком шаре фюрер чувствует себя „как Бог, который не имеет слабых сторон“. Волкан приводит в пример Геббельса как создателя „хрустального шара“ для Гитлера. Геббельс – автор «мифа о фюрере», создатель многих жестов Гитлера. Именно он придумал гитлеровские приветствия и титул «фюрер».


***


Как отмечает Вамик Волкан, нарциссические черты могут развиваться и обостряться у человека и в процессе нахождения у власти. Так, национальный вождь, который помог своему народу решить его историческую задачу, может – при уже изменившихся исторических обстоятельствах и прекращении необходимости группы в вожде – сделать главным содержанием и целью своего властвования стремление оставаться первым. Он будет превыше всего любить власть и стремиться сохранить ее любой ценой. Целью власти тогда делается сама власть.