quote Стремление к обладанию чем-либо связанo с иллюзией постоянства (и неразрушимости
материи). И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем,
так как мое обладание, владение объектом и власть над ним - всего лишь
преходящий миг в процессе жизни
Эрих Фромм

Субстанциональное решение и общество

Обладание – одно из самых мосшных и самых излюбленных средств от тревоги. Поправлюсь: не от тревоги, а от переживания тревоги, поскольку обладание отвлекает внимание человека на другие весши. Переживание тревоги попросту вытесняется…

К субстанциональным решениям относятся формы совладания с тревогой, использующие различные способы создания и укрепления некой прочной основы, на которой выстраивается человеческое существование. Такие основы могут создаваться как вне человека, так и внутри него самого. Человек бессознательно стремится сделать прочным то, чем он, как ему кажется, обладает, что он держит под своим контролем.

Эрих Фромм утверждает, что стремление к обладанию чем-либо связано с иллюзией постоянства и неразрушимости материи: "И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем, так как при ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим".

ОБЛАДАНИЕ материальное. Укрепление материальной базы - это вещь чрезвычайно важная, так как гарантирует выживание человека... Кроме того, материальная база помогает реализации различных планов, потенциалов человека, что может способствовать его становлению.

Но когда обогащение становится самоцелью, то стремление к обладанию может стать огромной проблемой и для человека, и для окружающих...  Майстер Экхарт, мыслитель 13-го века, подчеркивал, что привязанность к собственности ограничивает свободу человека. Получается, что не человек обладает чем-то, а то, чем он обладает определяет всю его жизнь.

Человеку, живущему в модусе обладания, свойственно стремление преумножать свое имение, избегать потери того, что он имеет, либо постоянно закреплять за собой свои владения.

Обладание отношениями – с людьми, которые важны или дороги человеку с точки зрения удовлетворения тех или иных его потребностей… То есть здесь налицо инструментальный характер отношений. Отсюда - стремление человека удерживатьтаких людей для своего блага - нередко с обманом, при помощи манипулирования... удерживать нередко любой ценой...

Престиж, репутация, авторитет и УВАЖЕНИЕ являются формами признания на уровне некой группы - это укрепляет ощущение субстанции, а потому нередко является тем вожделенным предметом, ради которого человек живет, общается или работает.

Стремящиеся к обладанию не способны любить. Обладание другим человеком (конечно, прикрытое ярлыком любви) приводит к тому, что к нему, к другому, относятся как к вещи, даже отдающийся другому, жертвуюший ради него своей индивидуальностью, в действительности стремится всеми силами им обладать, быть его хозяином, чтобы он всегда был в распоряжении для выполнения определённых функций.

Страхи и тревоги усиливают стремление к гарантированному обладанию чем бы то ни было - человек считает, что это защитит его от возможных страшных последствий...

Отсюда - заделы на будущее, например, в форме сбережений... Особый вид обладания - страховки… Все эти приготовления могут оказать какую-то помощь - но нередко не в том объеме и не так, как представлял или фантазировал себе человек. Поэтому чаще всего (пока не наступил так называемый страховой случай) человек пребывает - благодаря этим заделам - в иллюзии безопасности.

Биржевые новости очень четко показывают, как чувствительны экономика и финансы к психологическому состоянию: паника всегда ведет к падению котировок акций и  прочим неприятным последствиям – и кто-то наживается на этом, а кто-то разоряется, теряя свою метериальную опору...

Еще пример - паника в военное время, во время эпидемий. Теперешняя пандемия явила тому миллионы примеров...

Пандемия вызвала и вызывает массу тревог, которые люди пытаются сгладить различными стратегиями - одна из них - укрепление материальной субстанциональности. Припасание впрок, приобретение средств защиты, которые в действительности не защищают... раскупаются подчистую средства гигиены, крупы, консервы, другие продукты - и почему-то туалетная бумага...

На этом, конечно. наживаются производители и продавцы продуктов и товаров каждодневного спроса, а также те, кто продает и рекламирует в действительности малоэффективные или бесполезные в данных условиях средства защиты...

Появились в последнее время сообщения, что богатые россияне начали скупать дыхательные аппараты - впрок себе и своим близким. Конечно, от наглых и безответственных людей можно ожидать любой подлости (ведь известно, что главная проблема теперешней пандемии - возможная нехватка дыхательных аппаратов, необходимых для спасения десятков, а то и сотен тысяч жизней).

Но тем более стоит упомянуть Криштиану  Рональдо, который все свои отели предоставил для использования в качестве больниц. Здесь уже налицо служение совсем другим ценностям.

Недавняя постперестроечная история показывает, что - Как говорил Виктор Ханин - многие демократы оказались неготовы ко встрече с деньгами... Пример – Элла Панфилова, до того пламенная демократка… фотки

Обладание (особенно обладание богатством) усиливает ощущение исключительности, подкрепляемое материальной базой...

Следующая составляющая обладания - это Положение в социуме: роли, связи... Позиции в иерархии... Человек считает все это своим прочным атрибутом...

Другая сторона обладания - принадлежность...

Есть принадлежность, вызванная единением, эмпатией, любовью - принадлежность к семье, группе единомышленников... Но бывает принадлежность другого рода...

Принадлежность к некой группе (например, силовики - это в условиях путинской России и значительно более высокие зарплаты, чем у простых граждан, которых путин за зарплату в 17.000 рублей назвал средним классом... Принадлежность к силовикам открывает также большие возможности для самоутрерждения - порой эти люди получают почти карт-бланш на творение зла (жестокость, пытки, подлоги) - так стоящие у власти пытаются сохранить свое правление...

Принадлежность к партии власти - это доступ к кормушкам, к источника ресурсов, к возможности участия в распилах... Мультик ВОСПИТАНИЕ ВЫКОРМЫШЕЙ

В таких сообществах не властвуют общечеловеческие ценности. Там все регулируется понятиями. И главная цель - именно возможность выкачивания ресурсов.

Еще человек может чувствовать свою принадлежность к идеологичским символам, к вождю, к тем, кто разделяет и отстаивает такие же с позволения сказать ценности...

Человек склонен считать себя хозяином того, чему он принадлежит - потому что его принадлежность чему-то служит ему важную службу (в значительной степени это избавление от переживания тревоги).

Через свою принадлежность к массе человек получает в обладание ощущение единодушия, воодушевления и силы...

Все это обладание является основой укрепления ощущения Я - тем самым человек отгораживает себя от небытия. Так формируется идентиочность: ценности, способности, потенциалы, идеалы внутри, а обладание всякого рода – снаружи. Значительная часть идентичности, как видим, - внешняя, основанная на обладании.

Обладание статусами, атрибутами, богатством, карьерой, властью (то есть, по сути, обладание другими людьми и возможность рапоряжаться их судьбами) даёт человеку ощущение защищённости. Расширяя границы своего „Я“, человек прячется внутри своих владений от пугающего мира.

Стремление удержать и преумножить то, чем человек владеет вызывает необходимость КОНТРОЛЯ. Так проявляет себя стремление к власти над тем, чем обладаешь…

Власть над людьми – над близкими, над подчиненными, над страной…

Стремление к власти – это попытка борьбы с чувством неполноценности. Ведь власть – будь это непосредственная власть, власть за спинкой трона, влияние, возможность манипулировать другими – это всегда КОНТРОЛЬ над другими людьми, который дает человеку ощущение собственного превосходства, величия, всемогущества и даже исключительности. По сути, стремление к власти – это попытка человека бороться с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ, которую он ощущает в отношение себя (будь то со стороны других людей, или со стороны СУДЬБЫ или самого Господа Бога).

Фромм: Первоначальная реальная или мнимая компетентность власти переносится на мундир или титул, ее олицетворяющие. Если облеченное властью лицо носит соответствующий мундир или имеет соответствующий титул, то эти внешние признаки компетентности заменяют действительную компетентность и определяющие ее качества.

Карл-Густав Юнг вывел так называемый "Закон о диктаторах". Содержание его сводится к следующему: "Преследует тот, кого преследовали".

Важно отметить и власть над самим собой – в том числе, над своими слабостями и тем, что  себе не нравится… (человек пытается тем самым свое обуздать естество, стать не тем, кем он мог бы стать - а тем, каким он хочет быть, каким хочет видеть себя или каким его дожны бы видеть другие). Это стремление есть отражение гордыни... Мы поговорим об этом чуть позже.

Слава - Путь к славе нередко идет через предательства, обиды и боль, которые стремящийся к славе наносит другим людям. Немало имеется примеров в истории, когда слава достигалась исключительно преступлениями. Мы не будем здесь касаться заслуженной славы певцов, спортсменов, писателей...

Я хочу подчеркнуть, что пропутинские пропагандисты лезут из кожи вон как раз ради славы - позорной, постыдной, добытой враньем... Хотя и заколачивание бабла здесь играет немалую роль. Участие в различных провластных общественных и политических движениях, занятие там позиций, пиаренье и слава - все это служит укреплению гордыни...

Гордыня  - Повышенная занятость собой имеет истоками чувство недостаточности, никчемности, несостоятельности, неприятия себя - в целом, результат переживания дефицита базовых потребностей. Недостаток любви, тепла и интереса со стороны окружения в отношении личности ребенка могут вести к чрезмерной потребности в собственной важности и в переживании грандиозности и всемогущества. К этому же могут вести и более поздние травматичные жизненные события, ранящие удары судьбы, например, опыт отверженности в школе или в среде сверстников. Дети, подвергающиеся издевательствам, часто замыкаются и выстраивают защиты в форме переживания собственной грандиозности, которые идут рука об руку с агрессивностью и самоотчужденностью. Крах ожиданий громкого успеха в том, чему человек решил себя посвятить, приводит к очень болезненным травмам самооценки. На защиту снова приходят фантазии о собственном величии. Пока гордыня сильна, человек получает на какое-то время индульгенцию от многих тревог.

Гордец у власти – это всегда потеря ориентиров, отсутствие обратной связи, ее игнорирование или обрубание, стртемление сохранить власть любой ценой – особенно, если она связана еще и с обладанием несметными богатствами.

Путину ресурсы нужны для того, в частности, чтобы их тратить по личной прихоти на мероприятия, с одной стороны укрепляющие его власть, защищающие ее, а с другой - тешущие его гордыню (например, с барского плеча списание миллиардных долгов, помощь всяким режимам, а то и вполне развитым странам). То есть укрепление гордыни в обмен на ресурсы.

Тревога потери у чиновников и богатых – это страх за свое награбленное… страх за свои должности и свое положение… это страх преследования - в том числе уголовного.

Угроза ПОТЕРИ разных объектов обладания вызывает или усиливает ТРЕВОГУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПЕРЕМЕН. В постперестроечную эпоху перемены должны были привести к строительству демократического либерального государства, но правительственные меры часто были непопулярны. Миллионы людей боялись потерять то, чем они обладали. У номенклатуры - это была потеря рычагов и доступа к ресурсам, у простых людей - потеря минимума материальной базы. Отсюда протесты против перемен, вызывающих угрозу обладанию.

Приближенные к власти и ресурсам могли влиять на процессы перемен по своим каналам, а простые люди прибегали к акциям протеста, но, увы, чаще к внутреннему, пассивному  протесту – оказывая, например, пассивное сопротивление переменам, голосуя протестно. Страх потери и тревога неопределенности делает людей подверженными манипуляторам и мечтам о крепкой руке - это все закончилось в итоге торжеством путинизма. В эпоху путинизма тревоги потери и перемен могут, напротив, вызывать поддержку статуса кво - лишь бы не было хуже.

Путин, скорее всего, находится во власти различных видов тревоги, связанных с опасением потери. Из этих тревог, наверное, важнейшая - тревога смерти. Наверняка он сравнивает себя с другими диктаторами - и страшится повторения их судьбы…

Отсюда фарс с Конституцией – по сути государственный переворот - стремление закрепить обладание всей страной и всеми ее ресурсами, попирая интересы людей и страны, игнорируя принципы справедливости…

Нередко религия служит субстанциональным фактором защиты от тревоги,то есть человек подсознательно ощущает, что Бог находитася в его собственности и обязан служить ему.

Бог – как костыль, как нечто, перенимающее ответственность… Попытки непоследовательно и без глубокой веры следовать религиозным предписаниям могут спасать от тревоги - но лишь на какое-то время …

Бог как слуга, исполняющий желания... Как источйник чуда (что неминуемо означает передачу инициативы).

Если желания не испоняются, если чуда не происходит, то человек может столкнуться с тревогой несправедливости - начать роптать и даже разгневаться на Бога...

Подлинная же вера - есть восхождение человека к Богу в самом себе, что возможно лишь на основе становления самим собой в модусе бытия...

Субстанциональное решение в модусе бытия - это укрепление самооценки на основе самоактуализации: опора на потенциалы, трезвая оценка текущей ситуации, выбор из реальных возможностей, постановка реальных целей и их достижение - с опорой на общечеловеческие ценности (свобода, равенство, братство, ценность человеческой жизни, достоинство, справедливость, любовь).

В модусе бытия все материальное служит процессу становления, а все отношения строятся на основе диалога, что не допускает возможности манипулирования и несправедливого обхождения. В результате происходит утверждение базовых ценностей, открытие и реализация подлинных смыслов.

На общественно-политическом уровне такой подход отличает людей, стоящих в опозиции к власти (конечно, никто не гарантирует, что в будущем иные оппозиционеры не скатятся в модус обладания и сами не станут объектом борьбы новых оппозиционеров).

Перестроечное время характеризовалось мощной материальной подпиткой тех, кто развивал гражданское общество. Фонд Сороса, техическая поддержка правительстеных и общественных фондов США и Европы - модемы за демократию, ксероксы за демократию, всевозможные гранты и тренинги... Тренинги как раз позволяли укреплять нематериальную базу гражданского опыта - а именно компетенцию, знания и опыт...

С началом путинской эпохи все эти источники признаны силами влияния и постепенно их деятельность была заморожена и попала под запрет.

Субстанциональность теперешней оппозиции - это ее материальнря и техническая база - в значительной части это пожертствоания... Отсюда стремление властей эти источники осушить: заклеймление званием "иностранный агент" существенно затрудняет финансирование и функционирование  таких структур... наезды и рейдерские обыски с конфискацией - даже личные счета арестовываются... Власть не оставляет попыток не только запугать оппозицию и несогласных, но и лишить протестное движение материальной опоры...

Важный аспект субстанциональности оппозиции - это укрепление внутренней ресурсной базы - включая всеобъемлющую и полноценную информированность адекватных и ответственных граждан, оттачивание различных умений для ведения полноценной работы с широким кругом людей с целью сохранения, укрепления и раширения этого круга...

Важно всем здоровым силам, раздедяющим базовые гуманитарные ценности, оставться в общем информационном поле и сохранять в себе способность критически мыслить, заряд оптимизма, мужество и способность и готовность к переменам, которые эти ценности в конце концов утвердят на государственном уровне.

А пока - давайте каждый по мере сил поддерживать донейтами и ФБК, и Дождь, и прочие издания и организации, которые помогают нам остаться людьми и которые сами нуждаются в нашей помощи.