quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Чувство вины как гордыня

"Если нам не удается достичь абсолютного бесстрашия,
щедрости, самообладания, силы воли и т.п.
наша гордость произносит приговор: "виновен"
Карен Хорни

Согласно еврейской религиозной традиции, человек, совершивший проступок, должен не только искупить вину, но и постараться стать лучше, исправить себя, чтобы не повторить ошибок. Если же человека "продолжают одолевать чувства вины и сожаления, он считается погрязшим в эгоизме и низости", пишет Ирвин Ялом. Чувство вины, базирующееся на нереальных или приписанных себе проступках, исправляется, согласно Ирвину Ялому, путём проработки собственной “плохости”, бессознательной агрессивности и желания наказания.

При чувстве вины, базирующемся на нереальных или приписанных себе проступках, человек большую часть своего времени "проводит" либо в своем прошлом, в котором маячить тень его надуманной вины, либо перебирает свои недостатки. Он как бы погрязает в “стабильности” своей "плохости", упивается своей виноватостью. Его недостатки превращаются в его (порой единственные) достоинства.

Так, например, его агрессия, направленная на самого себя, кажется ему самокритичностью и чуть ли не способом исправить мир. Вечное недовольство своими ошибками отражает склонность человека отождествлять себя с неким совершенством, которое должно поступать безошибочно. А страх предпринять шаги к собственному развитию и росту представляется ему скромностью, достойной всеобщего подражания. И человек, переполненный чувством вины, начинает гордиться такими "достоинствами", порой считая себя единственно достойным и правильным в своем окружении, а то и в целой вселенной.

То есть, в чувстве вины заложено противопоставление себя миру. Это превращает чувство вины в одно из проявлений ГОРДЫНИ.

Карен Хорни показывает, что беспощадные самообвинения могут касаться самых разных аспектов человеческой жизни:

"Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными. Тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм.

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данному человеку. Эти внешние факторы НЕ ДОЛЖНЫ быть неподконтрольными ему: все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения)".

Карен Хорни подчеркивает, что самое важное в подобных самообвинениях это то, что они представляют собой борьбу против проявлений ПОДЛИННОГО Я. Отсюда дополнительный страх -  "страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь". На этом страхе замешаны самообвинения в мошенничестве и обмане.

Человек, кторый хочет быть совершенством, вынужден пристально присматриваться к себе. В результате, как пишет Карен Хорни, "весь эффект от самонаблюдения сводится к тому, что он чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается и затрудняет ему попытку постоять за себя в следующий раз, а необходимость обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что человек научится чему-нибудь на ошибках".