quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

О следовании правилам

"Не человек для субботы,
но суббота для человека"
Иисус Христос

Человек живет в определенных рамках, которые ограничивают его безграничную СВОБОДУ. Но внутри этих рамок человек свободен в выборе своего поведения. И именно осознанное обхождение с этими рамками делает поведение человека эффективным, а его самого по-настоящему свободным - и хозяином своей СУДЬБЫ.

Вспоминая о РАМКАХ СВОБОДЫ нельзя не затронуть темы правил и установлений, к которым относятся, в частности, государственные и местные законы, распоряжения и инструкции учреждений, а также ограничения, которые человек устанавливает сам себе. Но обо всем по порядку. Поэтому рассмотрим эту тему с точки зрения источника правил, который может находиться вне человека либо в нем самом. Итак...


ВНЕШИЕ ПРАВИЛА

"Кесарю кесарево,
а Богово Богу"
Иисус Христос

Человек нуждается в рамках, ибо следование определенным правилом делает жизнь организованной, а поведение в межчеловеческих отношениях в большей или меньшей степени предсказуемым. Такими рамками и служат внешние правила - имеющими религиозные (заповеди) или светские истоки (законы и т. д.).

Заповеди (как запрещающие, так и предписывающие), записанные в Торе, в той или иной мере переходят из религии в религию, из культуры в культуру. Из квинтэссенция является основой общечеловеческой морали: "не убий", "не укради", "не пожелай зла другому" и им подобные требования регулируют жизнь, пожалуй, во всех современных государствах. Конечно, правители (чаще всего, в угоду своим частным интересам) и стоящие, по сути, на их службе (а не на службе Богу) церковники могут "ограничивать" применение этих правил в отношение внутренних и внешних врагов. Но до конца отменить их ни у кого рука не поднимается.

Писаные и неписаные законы, установления, инструкции регулируют жизнь больших и малых сообществ (мирового сообщества, государств, регионов, учреждений, социальных групп). Будь то сбор налогов, правила движения, порядок выступления на собрании или поведение в собственной семье - все это примеры таких правил, которые, в конечном итоге, регулируют отношения между людьми, призваны обеспечивать оптимальное функционирование сообществ.


СПРАВЕДЛИВЫЕ ПРАВИЛА

Справедливые правила, очевидно, основаны на ПРИНЦИПАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Их задача - помочь человеку не делать другому того, что он не пожелал бы самому себе. Следование справедливым правилам - не механических процесс, поскольку подобные правила интегрируются в систему ценностей человека.

По сути, следование интегрированным справедливым внешним правилам сокращает возможности СВОБОДНОГО выбора порой до одного единственного - единственно правильного в данной ситуации, самого лучшего, самого осмысленного и самого справедливого. Но такая "несвобода" не угнетает человека, поскольку он поступает в согласии со своей совестью, служа торжеству ДОБРА, открывая смыслы текущих ситуаций и  утверждая тем самым смысл своей жизни.


НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ПРАВИЛА

На всех уровнях межчеловеческих отношений - от малых групп до межгосударственных сообществ - возможно стремление одних к преимуществу над другими, Речь в этом разделе не идет о справедливой конкуренции или соревновательности, когда обладающий большим потенциалом занимает лучшие позиции. Речь здесь о том, что одни НАМЕРЕННО попирают интересы других, для чего вводят правила и регламентации, заведомо уменьшающие другим возможность доступа к определенным ресурсам (будь то материальные ресурсы или политические, например свобода слова, волеизъявления). Больше того, власть имущие устанавливают еще и наказание за то, что человек стремится к реализации своих законных прав и ИНТЕРЕСОВ.

Такие несправедливые правила унижают человека, затрагивают его САМООЦЕНКУ, угрожают его свободе и безопасности. Зачастую человек ищет духовной свободы в малых группах, в кругу единомышленников, но иногда (когда общественное недоверие зашкаливает) человеку не остается ничего другого, как уходить в себя, внутри защищая свою СВОБОДУ.

Находясь в кольце внешних правил, человек все же сам принимает решение, следовать им или нет. Особенно большое значение это имеет в случае преступных (с точки зрения морали и справедливости) законов. Вспомним Нюрнбергский процесс, на котором судили людей "лишь" за то, что они выполняли приказы и следовали инструкциям. Следование преступному приказу само по себе является преступлением. И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за это лежит на самом человеке. Он сделал свой выбор, решив следовать приказу, тем самым став ВИНОВНЫМ.

Об обхождении с несправедливыми правилами, с несправедливостью в обществе мы подробнее говорим в главе О БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ. До тех пор, пока можно своими поступками и словами восстановить справедливость, не давать несправедливости, словно раковой опухоли, распространяться вширь и вглубь общества, необходимо говорить и действовать по СОВЕСТИ.

Но в критические моменты и в жестокие эпохи, когда правители делают явный выбор в пользу ЗЛА, следует думать в первую очередь о сохранении жизни (своей и своих близких) как самой высшей ценности. Верность начальству или "отечеству" в таких условиях означает разделение с ними ОТВЕТСТВЕННОСТИ за творимое зло. Поэтому, чтобы СОВЕСТЬ осталась чистой, необходимо выбирать такие стратегии поведения, которые и жизнь человеку сберегут, и совесть не запятнают, и зло не преумножат.

Иногда, казалось бы, достаточно промолчать... Но молчание молчанию рознь. Есть равнодушное молчание, когда с твоего молчаливого согласие творится зло. Но есть молчание-крик, когда ты внутренне протестуешь и не соучаствуешь творению зла, сторонясь любой деятельности, которая есть зло.

Иногда бегство является самым правильным способом реагирования на опасное воздействие внешних обстоятельств. Это правильное решение, если протесты не помогут другим, а самому человеку (и его близким) могут только сильно навредить.

Иллюстрацией рассмотренных стратегий является история из Торы. Фараон, решивший усилить притеснение евреев, пригласил на совет трех мудрецов - Билъама, Иова и Итро. Первый решил обезопасить себя (ведь фараон уже принял решение) и советовал фараону продолжать его политику (позже он был жестоко наказан). Итро пытался вступиться за евреев, но, увидев гневную реакцию фараона, бежал из его дворца (и стал всеми почитаемым праведником). Иов просто промолчал (и известно, каким суровым испытаниям был подвергнут он впоследствии).


***


Бывают, однако, такие ситуации, когда ВЫБОР чрезвычайно затруднен или вообще невозможен. Вот известная детская задачка: "ты попал в кораблекрушение, у тебя два спасательных жилета на троих - на тебя, твою мать и твою жену; кому ты дашь эти жилеты?". Помню, как мы буквально впадали в ступор, пытаясь найти "правильный" ответ. Однако у такой задачки по определению не может быть правильного ответа.

Задачка задачкой, но описано немало реальных случаев, когда в концлагерях матерей заставляли делать выбор: сохранить жизнь одного из двух детей, принеся тем самым другого в жертву... Конечно, это бессовестное требование тех, кто является воплощением абсолютного ЗЛА. Но выбор все же остается за самим человеком: для сохранения и во имя жизни остающихся иногда приходится делать страшный выбор... и потом всю жизнь нести в себе тяжелейшее чувство вины.

Если выбор, который человек должен сделать под давлением "воплощения зла", заставляет его попирать правила и принципы морали и справедливости, и человек не в состоянии сделать такой выбор из двух зол, то он может попытаться найти выход в смерти. Ему, в силу сильнейшей суженности сознания, кажется, что СУИЦИД является самой лучшей альтернативой страшному выбору. Выбор смерти является попыткой бегства от вины.

Конечно, легко рассуждать о таких ситуациях, не будучи в их сердцевине, Но все же, думаю, стоит задаться вопросом: что будет в результате с теми, ради кого я "выхожу из игры"? И еще важно помнить о том, что вина - это всегда злое НАМЕРЕНИЕ. И, возможно, смена перспективы может здесь помочь: я спасаю кому-то жизнь. Хотя мы знаем из истории, чем в описанных случаях все, как правило, заканчивалось: газовой камерой и печью. Для всех - для выбранных и невыбранных и для тех, кто выбирал...


ВНУТРЕННИЕ ПРАВИЛА

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что жизнь каждого из нас регулируется целой системой мелких и крупных правил – от, казалось бы, абсолютно разумных до курьезных и смешных. Следуя им, мы редко задумываемся, почему мы так делаем или так говорим. Мы как бы подвержены неким стереотипам в своем поведении. Однако я хочу здесь особо подчеркнуть, что, в отличие от ПРИВЫЧЕК, которые являются автоматизмом поведения, внутренние правила всегда являются более или менее осознанным принятием определенных условий и порядка своего поведения (внутренние запреты, разрешения и предписания). Именно осознанно следуя этим предписаниям, человек СВОБОДНО принимает свое решение в любой ситуации выбора.

Внутренние правила на первых порах (еще в раннем младенчестве)  формируются параллельно с формированием СУПЕР-ЭГО, представляющего собой "хор голосов" значимых взрослых, предписывающих ребенку, как ему себя вести, и угрожающих ему наказанием за нарушение предписаний. Так формируется "наказывающая совесть". Процесс формирования такой СОВЕСТИ неосознанный, поэтому все эти внутренние правила воспринимаются человеком некритично. Следование внутренним угрозам и предписаниям обеспечивает ребенку ощущение безопасности, однако способно существенно затруднить ему дальнейшую жизнь. Подробнее об этом смотрите материал "НАДО И НЕЛЬЗЯ".

Свои собственные правила человек может (уже в более старшем возрасте) вырабатывать и вполне осознанно. Так, если необходимо достичь определенной цели, человек будет стараться действовать так, чтобы его поведение соответствовало уровню его притязаний.

Стремление равняться на некие ИДЕАЛЫ, на фигуры кумиров, заставляет человека подстраивать свою жизнь (порой, вплоть до мелочей) под тот стиль, который должен соответствовать образу кумира. По такому же механизму создаются правила поведения, „помогающие“ человеку укрепить свое ИДЕАЛЬНОЕ Я, поддержать на должном уровне свое ТЩЕСЛАВИЕ. Как мы уже не раз говорили, подобные правила отвлекают человека от интересов и потребностей его ПОДЛИНОГО Я.

Выработка внутренних правил, соответствующих системе собственных ЦЕННОСТЕЙ, может осуществляться и путем интеграции внешних правил, осознанно принимаемых человеком. УБЕЖДЕННОСТЬ, что надо следовать установленным внешним правилам, облегчает человеку его каждодневные выборы. Постепенно правила встраивается в систему внутренних требований человека, регулирующих его поведение. Признавая и принимая внешние правила, человек воспринимает их, тем самым, как некую ЦЕННОСТЬ, которая интегрируется в его ИСТИННУЮ СОВЕСТЬ, позволяющая человеку делать выбор в пользу возможности, имеющей для него наибольший СМЫСЛ на момент выбора. Сверхзадача внутренних правил, таким образом, - обеспечить такую систему поведения, чтобы поступки человека не противоречили его СОВЕСТИ.

Однако внутренние правила совсем не обязательно основаны на принципах любви и справедливости. Если человек находится в плену предрассудков, нетерпим в отношение тех или иных принципов или групп людей (часто это бывает при ТРЕВОГЕ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ или ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ), то его система правил будет "обслуживать" его предрассудки. Поведение такого человека будет несправедливым, то есть способствующим преумножению зла.


***

 

Особую группу правил составляют такие способы поведения, которые призваны „защитить“ человека от тревоги. По сути, следование таким правилом является симптомом невроза. Самый яркий пример – НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ, при котором человек прибегает к формам поведения, которые „должны“ нейтрализовать грядущую опасность (например, при ТРЕВОГЕ НОВОГО). Например, мыть руки после любого контакта с другими людьми или предметами, кажущимися источником загрязнения... Или не менее пяти раз проверять выключение плиты… Или в определенной последовательности повторять слова или числа, чтобы не случилось что-то плохое… Или осуществлять сложные ритуальные действия, способные отвести беду...

Другая форма правил ставит человеку ограничения на порядок общения с другими людьми, которые, по его мнению, несут собой угрозу цельности его Я (ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ). Такой человек, видя потенциальных врагов в других людях, будет заключать себя в тесные рамки, порой изолируясь от мира.

Если поначалу подобные правила как-то помогают избежать тревоги (или хотя бы уменьшить ее), то с течением времени они (часто, усложняясь) превращают жизнь человека в кошмар.

***

Поговорим далее коротко о ригидности и гибкости в следовании установленным или принятым нами правилам.

Если правило воспринимается как ДОГМА, то оно становится предметом ОБЛАДАНИЯ. Оно начинает довлеть над человеком, в результате его поведение теряет непосредственность. Человек лишается возможности реагировать на изменения, которым правила больше не соответствуют.

Гибкость поведения характеризуется тем, что человек критически относится к правилам и готов пересмотреть их в связи с меняющимися обстоятельствами. Бытие имеет приоритет над обладанием. Человек живущий в МОДУСЕ БЫТИЯ реагирует на перемены, если эта реакция соответствует его жизненным интересам. Он отказывается от определенных правил, которым он верно следовал до этого и которые были гарантом гармоничности его жизни и поведения, если эти правила мешают его СТАНОВЛЕНИЮ, мешают ему быть собой, а может быть даже мешают ему БЫТЬ (грозя гибелью).

Для проверки актуальности правил, их соответствия текущему моменту стоит всегда задаваться вопросом: „а что мне дает следование тому или иному правилу?“. Особенно необходимо это становится тогда, когда человек чувствует себя неуютно в рамках данного правила. Может быть, оно устарело, не отвечает больше современным условиям? Может быть, оно удерживает человека от реализации его потенциальных возможностей или затрудняет удовлетворение его насущных потребностей?

Гибкость есть, таким образом, производное честности. Человек старается разглядеть и принять во внимание те обстоятельства, которые говорят о нецелесообразности или даже опасности, вредности применения того или иного правила (принципа).

Особенно большое значение честность по отношению к самому себе имеет в тех случаях, когда эти правила затрагивают интересы другого человека, когда следование им в данных обстоятельствах грозит нарушением ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Если мы не гибки в следовании правилам, то можем легко проглядеть суть реальной ситуации. В частности, мы можем поступить НЕСПРАВЕДЛИВО в отношение невиновного человека, если наши правила требуют наказания за некую провинность. Недоучет обстоятельств часто является именно следствием ригидности. Это чревато тем, что мы сами (неосознанно и ненамеренно) нанесем вред тому, на страже чего стоят принятые нами правила.