quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Самоактуализация и отношения

Думаю, я не ошибусь, если скажу, что именно человек со зрелой личностью, точнее, неостановимо СТАНОВЯЩИЙСЯ такой личностью, продолжающий восхождение к САМОМУ СЕБЕ, способен и на ИСТИННУЮ ЛЮБОВЬ, и на СПРАВЕДЛИВОЕ отношение к ближним, и на ДИАЛОГ с другими людьми, в процессе которого он, стремясь их ПОНЯТЬ, неустанно ПОСТИГАЕТ и их, и самого себя. Такой человек не подчиняется требованиям своей ГОРДЫНИ и умеет делать выбор между ДОБРОМ И ЗЛОМ.

В этой статье я предложу вашему вниманию обзор суждений Абрахама Маслоу (цитируется по его книге "Мотивация и личность", Перевод А.М.Татлыбаевой, СПб.: Евразия, 1999) по поводу того, как влияет САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ человека на его отношения с другими людьми и на его включенность в социум (то есть и о влиянии социума на такого человека).

БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ

Самоактуализирующийся человек ощущает себя членом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их недостатки и глупость огорчают его, а порой даже выводит из себя. Но он прощает им их слабости, потому что других братьев у него нет.

Он остро чувствует свою принадлежность к человеческому роду, свое родство с людьми, с этими слабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать, а вместо этого он относится к ним снисходительно, осознавая, что они просто не умеют делать того, что умеет он, не умеют понять тех вещей, которые понятны ему, не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него. Такое отношение к людям Альфред Адлер называл братским.

Самоактуализирующегося человека отличает глубочайшее чувство отождествления с человечеством, симпатия и любовь к людям, хотя эти самые люди могут и раздражать его, и вызывать его гнев.


ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Самоактуализирующийся человек склонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким ему человеком, растворяется в нем, становится его частью.

Его интимные отношения служат примером абсолютного, предельного отождествления. Однако, одним из непременных условий таких отношений служит соответствие партнера. У самоактуализирующегося человека, как правило, немного друзей: это можно объяснить высокой его требовательностью к качеству этих отношений.

Любовь и дружбу самоактуализирующийся человек понимает как отношения, требующие от человека огромной самоотдачи и огромных затрат времени.

В повседневном общении самоактуализирующиеся люди, даже имея дело с неприятными им людьми, не считают нужным демонстрировать свою неблагосклонность.

Он может быть жестким и даже резким по отношению к своим близким, если они заслуживают того; особенное неприятие вызывают у него напыщенность, самодовольство, претенциозность.

Если самоактуализирующийся человек иногда бывает враждебным и нетерпимым, то его враждебность всегда обоснована и всегда служит благу ближнего.


ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Избирательность в общении, свойственная самоактуализирующимся людям, не вступает в противоречие с присущим им чувством общности. В любом человеке, будь это подзаборный пьянчуга, преступник, закоренелый подлец, они видят человека. Они добры или, по крайней мере, терпимы по отношению ко всем людям. Они по-настоящему человеколюбивы и сострадательны.

Это не значит, что им неведомы понятия "добро" и "зло", напротив, их представления о добре и зле совершенно четкие и однозначные, они твердо знают, "что такое хорошо и что такое плохо".

Оказавшись лицом к лицу со злом, они не прячутся за сомнениями, не демонстрируют ложное великодушие, но смело вступают в единоборство с ним.

Самоактуализирующийся человек демократичен в своем поведении. Он готов общаться с любым человеком вне зависимости от его классовой принадлежности, уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой может сложиться впечатление, что он просто не замечает, искренне не осознает этих внешних различий.

Расовые, этнические и национальные особенности не столь существенны для самоактуализирующихся людей, что самоактуализирующийся гражданин мира больше похож на своего столь же самоактуализирующегося друга иной расы, чем на менее развитого, менее здорового соотечественника.


ОТКРЫТОСТЬ МИРУ

Именно демократичность лежит в основе такой особенности самоактуализирующихся людей, как их готовность к обучению. Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое.

Они не стремятся во что бы то ни стало доказать собеседнику свое превосходство, они не щеголяют эрудицией, не пытаются произвести впечатление своим высоким статусом или жизненным опытом. Каждый из них отдает себе отчет в том, сколь малы его познания в сравнении с тем, что он мог бы знать, с тем, что известно другим людям.

С искренним пиететом они относятся к людям, которые знают больше них или умеют делать что-то такое, чего не умеют они. Они готовы восхищаться мастерством столяра, сапожника, шофера. Эта демократичность не имеет ничего общего с неразборчивостью, со слепой уравниловкой.

Самоактуализирующийся человек прекрасно знает цену разным способностям и разным людям. Самоактуализирующиеся люди с уважением относятся ко всякому человеку.


МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведение среднестатистического человека скорее конвенциональное, нежели по-настоящему этическое, такого рода поведение не основывается на внутренних убеждениях и принципах, это не более чем бездумное следование общепринятым НОРМАМ.

Поведение самоактуализирующегося человека высоконравственно, а, кроме того, оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведение среднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями, люди, которые никогда не совершают дурных поступков. Поэтому им не свойственны терзания по поводу правомерности того или иного своего поступка.

Их понимание добра и зла, их представления о хорошем и плохом не всегда совпадают с общепринятыми. Когда не затронуты их глубинные, основополагающие убеждения и принципы, они ведут себя вполне конвенционально, не желая обижать или смущать окружающих.

Однако самоактуализирующийся человек не в состоянии всей душой принять условности окружающего его общества, он не может не видеть повсеместного ханжества. Он вполне способен в порыве ГНЕВА или раздражения восстать против условностей, против невежества, не испытывая по этому поводу ни тревоги, ни вины, ни стыда.

В поведении самоактуализирующихся людей четко проявляется их умение отличать средство от цели. Как правило, причины их поступков кроются в самой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Они умеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствовать самоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а быть может, и больше, чем результат.

Можно смело утверждать, что самоактуализирующиеся люди являются МОРАЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ.


ТЕРПИМОСТЬ К СРЕДЕ

Самоактуализирующихся людей нельзя назвать "адаптированными" в обычном понимании этого слова. Адаптация предполагает безоговорочное одобрение культуры и слепое отождествлениес ней. Риман показал, сколь сильным может быть нивелирующее влияние культуры на человека

Конечно, самоактуализирующийся человек существует в рамках конкретной культуры и неплохо ладит с ней, и в то же самое время он сопротивляется ее влиянию, он в какой-то степени отстранен, внутренне независим от нее.

Взаимоотношения самоактуализирующегося, здорового человека с окружающей его культурой, которая, как правило, менее здорова, чем он, достаточно неоднозначны. В этих взаимоотношениях мне хочется выделить несколько аспектов.

Самоактуализирующиеся люди вполне "вписываются" в рамки своей культуры. Их поведение, присущая им манера общения и манера одеваться, их пристрастия по отношению к еде мало чем отличаются от поведения, вкусов и пристрастий их сограждан. Но по сути своей эти люди неконвенциональны; их ни за что не назовешь элегантными, изящными, модными или шикарными.

Причина этому кроется в том, что они не придают большого значения внешней стороне явлений; нравы, обычаи и законы, принятые в обществе не то чтобы не вызывают у них раздражения или сопротивления – скорее они не задумываются о них, относятся к этим установлениям так же, как к правилам дорожного движения, видят в них лишь средство, помогающее жить в мире со своим окружением.

Здесь вновь обнаруживается их склонность принимать сложившийся порядок вещей, конечно, в том случае, если этот порядок не противоречит их принципам и убеждениям.

Мода, стиль прически, формы вежливости – все эти вещи несущественны для них, они не затрагивают их МОРАЛЬНЫХ принципов и потому эти люди не считают нужным оспаривать их, они готовы подчиниться им с добродушной ухмылкой.

Эта терпимость ни в коем случае не означает слепого отождествления с нравами и обычаями культуры. Смирение самоактуализирующегося человека поверхностно и не затрагивает сущностных аспектов его личности.

Самоактуализирующийся человек подчиняется принятым в обществе нормам поведения только потому, что так ему проще жить, он не желает тратить силы на борьбу с несущественными, второстепенными вещами.

Но если вдруг та или иная условность становится обременительной для него, если она потребует от него перешагнуть через себя, он сбросит с себя маску приличий как стесняющий его сюртук, и мы со всей очевидностью обнаружим, насколько поверхностна была его конвенциональность.

Юношеская потребность в ниспровержении существующего порядка вещей либо вовсе не свойственна самоактуализирующимся людям, либо давно изжита ими. Они не сжимают кулаки и не требуют немедленных перемен, они не брюзжат по поводу несовершенства общественного устройства, хотя те или иные проявления несправедливости глубоко возмущают их.

Позицию их можно охарактеризовать как спокойную, трезвую озабоченность вопросами социального благоустройства. Эти люди, признавая желательность и необходимость перемен в социальном устройстве общества, понимают также, что оно требует времени.

Это ни в коем случае не означает, что они пассивны. Когда они видят, что перемены возможны, когда конкретная ситуация требует от них решительных и мужественных действий, они не будут сидеть сложа руки. Их нельзя назвать радикалами в обычном понимании этого слова, но я полагаю, что они легко могут стать таковыми.

Во-первых, это, как правило, высокоинтеллектуальные люди, практически каждый из них готов возложить на себя некую миссию, каждый из них склонен совершить и совершает важные и значительные дела, способствующие исправлению и переустройству мира.

Во-вторых, эти люди – реалисты, они трезво смотрят на жизнь и не пойдут на бессмысленные жертвы. Однако в критических ситуациях они способны пожертвовать любимым делом и заняться активной общественной деятельностью, – примером тому служат организаторы антифашистского движения в нацистской Германии и лидеры Сопротивления во Франции. Эти люди не против борьбы как таковой, они не приемлют борьбу бессмысленную и неэффективную.

Стоит указать на "безмятежность" самоактуализирующихся людей. Дело в том, что они очень любят жизнь и все радости, связанные с ней. А жизнелюбие просто несовместимо с бунтарством и участием в повстанческих движениях, которые требуют от человека полного самоотречения. Похоже, что эти люди не находят для себя возможным пожертвовать удовольствиями, дарованными им жизнью, во имя абстрактных идей и гипотетических благ, понимая, что на скорые перемены рассчитывать не приходится.

Самоактуализирующиеся люди спокойно и добродушно принимают культуру, в которой они живут, и ежедневно трудятся во имя ее совершенствования. Они не противопоставляют себя обществу и не пытаются бороться с ним, они чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать его лучше.

Практически каждому из них свойственна некоторая доля отстраненности от окружающей его культуры. Они одобряют в ней то, что кажется им хорошим, правильным, позитивным, и критикуют то, что считают плохим. Одним словом, они проявляют способность к беспристрастной оценке культуры, стремятся выявить ее положительные и отрицательные черты и, только сопоставив различные ее аспекты, выносят свое суждение о ней.

Такого рода отстраненность в корне отличается от так называемого этноцентризма, проявления которого обнаруживаются, например, у людей авторитарного склада, который предполагает не только абсолютное приятие собственной культуры, но и пассивное подчинение ее нивелирующему влиянию.

Но отстраненность самоактуализирующегося человека не имеет ничего общего с нигилизмом в отношении культуры, с тотальным, слепым ее отторжением.

Именно любовь к уединению, свойственная самоактуализирующимся людям, равно как и их неприверженность знакомому и привычному и можно считать истинными причинами присущей им отстраненности от культуры.

Отстраненность от культуры означает высокую степень личностной самостоятельности. Самоактуализирующийся человек строит свою жизнь не по законам общества, не по законам культуры, а, скорее, по общечеловеческим законам и законам его собственной человеческой природы. Самоактуализирующийся человек универсален, он принадлежит человечеству. Он выше своей культуры.

Сравнивая этих людей с другими членами нашего общества, чрезмерно социализированными, роботизированными, этноцентричными, мы вынуждены признать, что если их мировоззрение и не позволяет нам счесть их создателями особой субкультуры, то все-таки мы имеем дело с особой группой "сравнительно неокультуренных" индивидуумов, которые сумели не поддаться нивелирующему влиянию окружающей их культуры. Столь сложные отношения с культурой предполагают, что представители этой группы не могут относиться к ней одинаково, а это значит, что если одни из них склонны, в какой-то мере, принять культуру, то другие в той же мере склонны сторониться ее влияний.

Мы можем дать ответ на извечный вопрос: "Можно ли быть хорошим (здоровым) человеком, живя в несовершенном обществе?". Самоактуализирующиеся (здоровые) люди, принимая внешние атрибуты культуры, остаются внутренне независимыми от нее.

Очевидно, что такая независимость, отстраненность от культуры возможна только в том случае, если сама культура терпима по отношению к независимости, по отношению к личной свободе.

Разумеется, не все самоактуализирующиеся люди совершенно свободны от запретов и ограничений, которые налагает на них наше несовершенное общество. Мера их спонтанности и степень самоактуализации обратно пропорциональна тому, в какой мере они вынуждены утаивать, сдерживать или подавлять те или иные свои позывы.

Следует отметить, что, вероятно, в любой культуре психологическое здоровье – удел избранных, а значит, они, эти избранные, неизбежно одиноки, и уже хотя бы поэтому не так спонтанны, не так самоактуализированы, как могли бы быть.

Итак, в отношениях самоактуализирующихся людей с окружающей средой, с социумом, с культурой данного общества, мы имеем дело с адаптацией, а не с КОНФОРМИЗМОМ, и с ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ, а не с нигилизмом (то есть огульным отрицанием всего подряд, что их не устраивает).


СПОСОБНОСТЬ К ОДИНОЧЕСТВУ

Самоактуализирующимся людям свойственна СПОСОБНОСТЬ К ОДИНОЧЕСТВУ, отстраненность и потребность в уединении. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, любят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек.

Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается сохранить хладнокровие, они не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя.

Им не составляет труда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи и поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска эмоций.

Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость…, даже в том случае, если они оказываются в ситуации, угрожающей их желаниям, надеждам, мечтам.


ДРУЖБА

Расхожее представление о ДРУЖБЕ предполагает в ней некую взаимозависимость, отношения, обеспечивающие человеку поддержку, сочувствие, одобрение, участие, тепло.

Если понимать дружбу именно так, то, пожалуй, можно сказать, что самоактуализирующийся человек не нуждается в друзьях – он никогда не положит на алтарь дружбы свою независимость, никогда не пожертвует ради друга своей самостоятельностью.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельность – это не только независимость, но также самоопределение, самоуправление, способность к принятию ОТВЕТСТВЕННОСТИ, активный поиск решений, МУЖЕСТВО и сила, умение не быть пешкой в чужой игре.

Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни.

Самоактуализирующиеся люди обладают большей "свободой ВОЛИ" и они в меньшей степени "детерминированы" внешней средой, чем среднестатистический человек.


НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ СРЕДЫ

Главными МОТИВАМИ самоактуализирующегося человека выступают не потребности дефициентных уровней, а мотивы РОСТА, и потому эти люди почти не зависят от внешних обстоятельств, от других люден и от культуры в целом.

Источники удовлетворения потребности в росте и развитии находятся не во внешней среде, а внутри человека – в его потенциальных возможностях и скрытых ресурсах.

Как дерево нуждается в солнечном свете, воде и питании, точно так же всякий человек нуждается в безопасности, любви и уважении, и получить их он может только извне. Но в тот момент, когда он получает их, когда внешние удовлетворители утоляют его внутренний голод, вот тут-то и встает перед ним истинная проблема человеческого бытия, проблема роста и саморазвития, то есть проблема самоактуализации.

Независимость от среды означает более высокую устойчивость перед лицом неблагоприятных обстоятельств, потрясений, ударов СУДЬБЫ, депривации, фрустрации.

Движимые потребностями дефициентных уровней, нуждаются в других людях, поскольку только от других людей они могут получить столь необходимые им любовь, безопасность и уважение. Самоактуализирующимся же людям для того, чтобы испытать истинное СЧАСТЬЕ, не нужны другие люди; напротив, другие могут даже мешать им, могут стать препятствием на пути развития.

Источники удовлетворения и САМООЦЕНКИ самоактуализирующегося человека интраиндивидуальны и никак не опосредованы социумом.

Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви. Признание, популярность, СЛАВА, почести, любовь – несущественны для них; все эти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью в саморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту.

Самая верная, хотя и не единственная, дорога, ведущая к такого рода самостоятельности, к свободе от любви и уважения, – это полное удовлетворение потребностей в любви и уважении (!!!).